1.

Истинные любители истории (не говоря уже о профессионалах-историках) нередко расходятся в оценках тех или иных персонажей ушедших эпох. Скажу более: трудно навскидку привести пример, чтобы о ком-то все отзывались более или менее одинаково – либо однозначно хорошо, либо одиозно негативно. Разве что о личностях вовсе уж одиозных…

Что же касается военачальников, то тут и вообще – о каждом каждый судит по-своему.

Об одном таком человеке, о судьбе и воинской деятельности которого дебаты никак не утихают, я и хочу поговорить.

В комментариях по поводу некоторых моих публикаций читатели не раз пеняли: мол, я не становлюсь жёстко и непоколебимо на одну сторону, не отстаиваю единственную точку зрения, которую считаю не подлежащей сомнению, а пытаюсь понять и рассмотреть разные точки зрения, разные позиции. Что тут скажешь?.. И в самом деле считаю, что в жизни, в истории нет и не может существовать единственной правды; есть некий объективно свершившийся факт, а правда – это всегда субъективный взгляд конкретного человека на этот самый факт.

…Ровно 60 лет назад ушёл из жизни Александр Маринеско. Человек, имя которого широко известно, и оценка боевой деятельности которого у разных людей в значительной степени разнится.

Так вот, так случилось, что в разных дискуссиях я, в зависимости от того, какое явление военной истории рассматривалось, выступал то на стороне защиты Александра Ивановича, то на стороне обличителей; его поклонникам я высказывал точку зрения, что он совершал проступки для офицера недопустимые, а в глазах тех, кто его клеймил, старался оправдать. И тут не стремление к конформизму – каждый раз я искренне высказываю свою точку зрения.

Если предельно коротко… Урон гитлеровцам подводная лодка Балтийского флота С-13, которой командовал Маринеско, нанесла колоссальный. Однако за ним тянется такой шлейф дисциплинарных нарушений, порой граничившими с преступлениями, что оставлять их без внимания также неправильно.

Отсюда и двуединый вопрос: можно ли было присваивать звание Героя Советского Союза человеку, который ходит на грани преступления; можно ли отдавать под суд военного трибунала человека, который двумя торпедными залпами уничтожил врагов, число которых не поддаётся точному подсчёту (разные источники указывают количество погибших едва не до пятнадцати тысяч человек)?

Дорогие читатели, я не собираюсь сейчас мусолить широко растиражированные факты и слухи, касающиеся Александра Ивановича. Я только поделюсь мыслями и сомнениями по поводу их.

Начну с негатива – аргументы в защиту Маринеско оставлю на потом.

Лично я – офицер сухопутный; и отец мой, и некоторые другие родственники, служившие в Вооружённых силах, также не связаны с военным флотом. Потому я могу судить об этой полной романтики службе только из своего окопчика. И события Великой Отечественной войны оцениваю соответствующе.

Чем занимались пехотинец, танкист или артиллерист на фронте я понимаю – им выходных и увольнительных с передовой не предоставлялось, а если выводили потрёпанные в боях подразделения в тыл на переформирование, то у них дел и забот хватало и там. К тому же размещались они в этот период в полевых лагерях. Ну а о зенитчиках, скажем, связистах или сапёрах – и вовсе разговора нет, у них всегда загрузка боевой работой запредельная…

Посмотреть послужной список лётчика-фронтовика – в нём несколько сотен боевых вылетов, и это не считая вылеты, которые в число боевых не входили. Поделить количество вылетов на период пребывания в Действующей армии – нагрузка получается немалая.

Смотрим послужной список Маринеско. За всю войну – шесть боевых выходов. А остальное время?.. Подготовка лодки к очередному выходу во всём объёме – это по времени сколько занимает?..

Конечно, мне любой подводник возразит, что каждый выход на субмарине – это подвиг. Не спорю – да и каким недоумком нужно оказаться, чтобы отрицать этот факт: в стальной бочке в морской пучине вслепую искать врага, зная, что не то что вражеская бомба, а даже простая неисправность может обречь весь экипаж на смерть, и благо ещё если быструю… Подводники – и в самом деле люди бесконечной отваги, это несомненный факт.

Только на передовой безопасных мест нет ни у кого, ни у одного представителя любой воинской специальности. На линии непосредственного соприкосновения с врагом все примерно в равных условиях, никто не гарантирован ни от смерти мгновенной, ни от раны…

Так вот, ни один капитан или майор на передовой не мог себе позволить то, что позволял себе Александр Иванович. Самовольные отлучки, невыход на службу, загулы, пьянство, женщины, которых он приводит даже в расположение части, драки со штатскими и с сослуживцами… Будем говорить откровенны: на войне случалось всякое, и многие военнослужащие, в том числе офицеры переднего края, совершали подобное, и попадались, и оказывались под судом, а уж по партийной или служебной линии песочили их – это уж непременно.

Но им всем остальным – поделом!.. А Маринеско – не тронь, он герой, неприкасаемый!

Между тем, посмотрим воспоминания об этом военморе сослуживцев, документы, оставшиеся в архивах. И видим, что Александр Иванович во время боевых выходов иной раз от встреч с боевыми судами противника уклонялся, задачи не выполнял… За что, опять же, попадал под разбирательства.

Опять вернёмся на землю, в сухопутное подразделение… Представим себе офицера-окопника, который манкирует своими обязанностями, подолгу отсутствует в подразделении, занимается сомнительными делами, да ещё и к бадейке с «наркомовскими», выделенными на всю роту, приложился… На фронте это немыслимо. А у подводников, стоящих на базе – допустимо?..

Резюмирую: до зимы 1945 года Александр Маринеско допустил столько нарушений воинской дисциплины, он столько раз вплотную подходил к черте, за которой по его душу алчно потирали руки военная прокуратура и трибунал, что порой дивишься милосердию этих структур. Его спасало только то, что флот испытывал острую нехватку командного состава, тем более, морских офицеров, имевших практический опыт боевых походов.

.

Ещё о Маринеско: https://starodymov.ru/?p=26926

В истории нет событий и персон, которым можно выставить одноцветную оценку: https://starodymov.ru/?p=43927

О убийстве на войне: https://starodymov.ru/?p=23021

О лояльном отношении к проштрафившимся офицерам на Балтийском флоте: https://starodymov.ru/?p=40886

Из истории отечественного подводного флота: http://starodymov.ru/?p=29798