“ВОСТОЧНАЯ” СУЕТА

Перед дневным сном мы с внуками читали – они к книжкам не просто приучены, а для них они стали непременным ритуалом. Непременно обсуждаем, какая книжка у нас на очереди. Сейчас мы читаем Маршака: «Багаж», «Человек рассеянный», «Пудель», «Неизвестный герой», «Почта»… Параллельно разбираем с Захаром: что такое саквояж, где находится станция Дно, почему пуделю не понравилась присланная в подарок плётка, и где находится страна Бразилия, по которой шагает тамошний почтальон дон Базилио, ну и про Амазонку заодно…

А Богдан в сто-бессчётный раз листает книжку «Les transports», которую буквально обожает за многочисленные красивые иллюстрации. Он уже выбрал два автобуса, водителем которых он станет, чтобы покатать маму, даже окошко показывает, у которого она усядется… Сам же хочет покататься на школьном (я так понял, американском) автобусе – наверное, он у него ассоциируется с мультиком, в котором ездят детки и зверушки.

После обильных впечатлений (ещё бы: сразу три пожарных машины, а потом ещё и «скорые» с полицией!) уснули ребята быстро.

.

***

Поскольку Богдан спал дольше, на вечернюю программу мы с Захаром отправились вдвоём. И опять он попросился рисовать. На этот раз это происходило в досуговом Центре «Восток», что на Городецкой улице… В этот раз наставница Роксана учила рисовать рыжего кота, сидящего на ветке…

Уже не раз я, как старый консерватор, досадую по поводу того, что у нас в районе нет хорошего досугового центра вообще, и детского – в частности. Равно как нет театра и кинотеатра… Масса мелких детских учреждений ютятся в случайных помещениях, мало приспособленных для этой своей функции.

Как вот Центр «Восток». Оно, понятно, что и сюда люди тянутся, но исключительно потому, что альтернативы не имеется…

Узенький коридорчик, в который выходят двери множества кабинетов, тесные гардеробы-раздевалки с узенькими дверями… В коридорчике толкотня, суета, шум, люди перемещаются из одной точки в другую, толкаясь и мешая друг другу… Тут же кулер и кофемашина… Вдоль стен – скамьи, которые ещё больше суживают проходы; но ведь в досуговом центре без них тоже нельзя!..

Всё же в целевых, пусть даже типовых, советских домах культуры и дворцах пионеров имелся немалый смысл!..

Ну да ладно, что ж поделать…

Итак, мы с Захаром пришли на занятие первыми. И в течение минут пяти оставались в классе в качестве учеников в единственном числе. А потом в комнатёнку мгновенно набилось десятка два детишек лет примерно от пяти до двенадцати. Выяснилось, что места для реализации творческого потенциала на всех не хватает… Принесли столик и стульчики из другого помещения. А потом по одному подтягивались ещё детки, и каждый вносил свою долю сумятицы, отвлекая всех от постижения волшебных тайн живописи.

Дабы не занимать место и ещё больше не множить давку, я счёл за правильное выйти в коридор, и сидел там, наблюдал происходящее – и в классе, и в коридоре (благо, возможности позволяли).

Как уже сказано, в коридоре царила суета, стоял многоголосый шум, все что-то обсуждали… Но главное, о чём хочу сказать – в открытую дверь комнатёнки, в которой обучались юные живописцы, постоянно входили мамы, которые, несмотря на проходившее занятие, общались со своими чадами: просили беречь платья от попадания краски, советовали не задерживаться, напоминали о каких-то грядущих событиях, восхищались промежуточными результатами творчества… И вообще, вели себя так, будто это личные покои их ребятёнка, в которых больше никого нет, а если кто есть – то пошёл он нафиг!..

Но Захар вёл себя великолепно!.. На всё происходящее он не обращал ни малейшего внимания; игнорируя шумы, внимательно выслушивал рекомендации наставницы, следовал им, заглядывал, перенимая творческие навыки в работы соседей… И творил!!!

…Из класса торопливо вышла девочка – очень довольная показала свой рисунок маме, похвалившись: «Я самая первая нарисовала»… За ней выбежала девочка-крохотулька, отправилась отыскивать куда-то запропастившуюся маму, показать свою нарисованную кошечку, не могла отыскать, бродила по коридору, растерянная и растрёпанная… Потом ещё… И потянулись юные художники, хотя пришли здорово после нас. Благодарил наставницу мало кто – это бросалось в глаза; юные потребители интеллектуального продукта выполнили функцию, слово «спасибо» в прейскурант не входит.

Захар вышел уже ближе к общему финалу – довёл свой шедевр до совершенства. Я его остановил, предложил сфотографироваться с преподавателем – даже того, кто по отношению к тебе просто выполняет свои обязанности, следует благодарить. Впрочем, наши внуки об этом хорошо знают.

В адрес Захара и здесь прозвучали добрые слова по поводу его художественного начала…

.

О досуговом центре «Восток»: https://starodymov.ru/?p=42624