15 августа 1923 года – первый полёт первого советского истребителя И-1.

Добавим к этому, что он стал первым в мире боевым самолётом в своём классе: свободнонесущий низкоплан, пошедший в серийное производство. Да, серия оказалась крохотная – всего 14 машин, но словосочетание «первый в мире» душу греет, чего уж душой кривить.

В начале 20-х годов новорождённая Советская Россия закупала иностранные самолёты, авиадвигатели, лицензии на производство самих машин и комплектующих к ним, однако вопрос о создании своих аэропланов на повестке дня стоял, и стоял остро. Только весной 1925 года нарком обороны Михаил Фрунзе смог доложить: «В отношении самолётостроения… мы совершенно освободились от зависимости от заграницы»… Хотя и признал, что в моторостроении дело обстояло несколько хуже – не хватало ни специалистов, ни производственных мощностей.

Вот после этой ремарки и вернёмся к отечественному самолёту И-1, юбилей первого полёта которого мы отмечаем. От себя добавлю: внешне очень красивый самолёт.

Вообще-то изначально самолёт назывался ИЛ-400. Однако пусть маркировка не сбивает с толку: конструктор Николай Поликарпов назвал своё детище просто – «истребитель с мотором Либерти мощностью 400 л.с.». Своего моторостроения в ту пору в Советской России ещё не наладили, вот и пользовались готовой американской разработкой.

Друзья мои, давайте будем объективными. Как бы мы ни относились к нашим «заокеанским партнёрам», а только если они сумели создать шедевр, так воздадим им должное!

А двигатель «Либерти» и в самом деле по праву можно назвать истинным шедевром!

Легенда о его рождении выглядит так.

Первая мировая война перевернула представления человечества о том, как следует воевать в условиях технической революции. В частности, всечеловеческое смертоубийство продемонстрировало скачкообразное возрастание роли авиации в боевых действиях.

Соединённые Штаты, вступив в войну, также оценили перспективы развития летательных аппаратов всех типов. Сам-то корпус аэроплана построить не так сложно, но он ведь не полетит без хорошего двигателя!.. А его-то у американской военной промышленности и не имелось.

Так вот, правительство США поступило решительно. Со всей страны собрали группу наиболее опытных инженеров, конструкторов, чертёжников… Их изолировали в гостинице, обеспечили всем необходимым, и поставили условие: в кратчайшее время построить авиационный двигатель. И «мозговой штурм» выполнил поставленную задачу!.. Сроки решения задачи оказались ошеломляющими: в чертеже мотор был готов через неделю, в металле – через два месяца.

Разработка оказалась настолько удачная, что её использовали не только на самолётах и дирижаблях, но и на автомобилях, на кораблях и даже на танках ряда стран вплоть до Второй мировой войны – и только во второй половине минувшего века «Либерти» начали понемногу вытеснять более совершенные модели… Впрочем, в основе их всё равно оставались наработки, заложенные в описываемую модель.

Соответственно, и Поликарпов решил использовать в своей разработке лучший авиадвигатель мира той поры.

Испытания прошли 15 августа 1923 года – ровно век назад.

В техническом прогрессе в целом, и в авиации в частности история знает случаи, когда конструктор сразу создавал шедевр. Но это всё же нечастое исключение из общего правила. Куда чаще первый блин оказывается комом… И либо становится основой для дальнейшего усовершенствования, либо признаётся неудачей.

В данном случае ситуация развивалась по первому варианту. Во время испытаний самолёт потерпел аварию, пилот – легендарный лётчик Михаил Громов – уцелел, к счастью. Четырьмя годами позже тому же Михаилу Громову довелось покидать падающий И-1 новой модели с парашютом – развитие авиации всегда чревато опасностями для испытателей.

Для выявления причин неудачи модель самолёта решили продуть в аэродинамической трубе ЦАГИ; почему этого не сделали раньше, не спрашивайте – я ответа не нашёл. Одно только могу предположить: в ту пору предварительные проверки в ЦАГИ не считались обязательными, и авиаконструкторы могли принимать решение самостоятельно, на глазок.

Тем не менее, именно продувка показала, в чём ошибка Николая Николаевича. И он с единомышленниками приступил к усовершенствованию модели. В результате на свет появился самолёт ИЛ-400б, который прошёл испытания на Ходынском аэродроме весной 1924 года. Вот он-то и пошёл в серию под маркой И-1 – как уже сказано, микроскопическую, но всё же серию.

На истребителе в крыльях устанавливались два пулемёта «виккерс» или ПВ-1 – так называлась английская версия «максима».

Конечно же, истребитель не имел никакого бронирования – фанерно-полотняный планёр; производство годом ранее появившегося на свет кольчугалюминия промышленность ещё не освоила. Максимальная скорость – 274 км/час. Максимальная дальность – 650 км. Максимальный потолок – 6750 м. Для своего времени показатели весьма неплохие.

.

Николай Поликарпов: https://starodymov.ru/?p=35967

ЦАГИ: https://starodymov.ru/?p=36908

Ходынский аэродром: https://starodymov.ru/?p=32792

О парашюте: https://starodymov.ru/?p=39831

О кольчугалюминии: http://starodymov.ru/?p=40981