Доклад Ефремовские чтения 2023
Три идеальных женщины глазами Ивана Ефремова
Путь совершенства и путь войны. От эволюции биологической – к социальной. Женщина будущего
основа для доклада – Программа Анны Гранатовой «Шкатулка с визитками». / Выпуск 65. Иван Ефремов. Три идеальных женщины.
Часть-5
Начало: https://starodymov.ru/?p=42888
Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=42895
От ароморфоза к инферно
В самом начале романа речь пойдёт о понятии Инферно. Мы узнаем что Инферно – это та плата, которую платит человеческая цивилизация за путь ароморфоза. Ароморфоз, как эволюция, построенная на совершенствовании всех систем организма, приводит к жесточайшей конкуренции. И в этой жесточайшей конкуренции человеческое общество погружено в депрессию, в страх, в атмосферу угроз, тиранит, деспотизма, голода, несчастий. Отсутствие свободы, отсутствие возможности самостоятельно принимать решения и выстраивать жизнь, так как хочется. Инферно, как обратная сторона ароморфоза, на мой взгляд, неожиданная находка для самого Ефремова, как одно способно обернуться совершенно другим. Как путь к совершенству, путь как бы высшей красоты, путь высшего раскрытия способностей способен обернуться как раз тем, что не на уровне отдельно взятой личности, не на уровне отдельно взятого организма, а на уровне социума возникает жесточайшая, конкуренция борьба и отсутствие свобод. На мой взгляд, как раз Ефремов и пытается ответить на вопрос, как это возможно преодолеть? Как возможно выйти из этого кошмара человеческого общества. И приходит, на мой взгляд, к такому ответу, что это возможно лишь поэтапно на всех уровнях. То есть невозможно путём революции заменить одного правителя на другого и сохранить при этом всю систему. Ничего это не даст. Здесь необходимо изменить всю пирамиду, разрушить всю пирамиду. И, кстати говоря, вот эта идея разрушить пирамиду, на мой взгляд, и не понравилась сотрудникам КГБ (Комитета госбезопасности) в советские годы. Не понравилось, скорее всего, лично Андропову, потому что в этом был заложен смысл разрушения, в том числе и государственной системы, существующей в Социалистических государствах. Несмотря на то, что у Ефремова в «Часе быка» мы увидим много аллюзий на Китай и на китайское общество, но точно так же мы могли увидеть и некие аналогии с Советским Союзом. И не случайцно Андропов поддерживал Юлиана Семенова и устраивал слежку за Ефремовым. Андропов- председатель КГБ, лично курировать «инакомыслие».
Цитата из романа.
«Отвергая социальную науку, правители Торманса не исследовали, дает ли прирост населения увеличение числа одаренных особей или, наоборот, уменьшает это число. Делается ли отдельный человек счастливее и здоровее, или возрастает горе и несчастье. Априорно можно сказать, что при таком бесчеловечном строе усиливалось горе. Самая страшная опасность организованного общества: чем выше организация, тем сильнее делается власть общества над индивидом. Если борьба за власть ведётся наименее полезными членами общества, то это и есть оборотная сторона организации. Чем сложнее общество, тем больше и в нём должна быть дисциплина, но дисциплина сознательная. Следовательно, необходимо всё большее и большее развитие личности, её многогранность. Однако при отсутствии самоограничения нарушается внутренняя гармония между индивидом и внешним миром, когда он выходит из рамок соответствия своим возможностям и, пытаясь забраться выше, получает комплекс неполноценности и срывается в изуверства и ханство. Вот отчего даже у нас так сложно воспитание и образование, ведь оно практически длится всю жизнь. Вот от чего ограничено «я так хочу» и заменено на «так необходимо». Вот ключ, который привёл наших предков к Эре Мирового Воссоединения ЭМВ, его мы не нашли на Тормансе, потому что здесь, 2.000 лет спустя, после ЭМВ ещё существует Инферно. Олигархия, создавшая утончённую систему угнетения, для борьбы с этой системой надо создать людей высокой психофизиологической тренировки, подобно нам, безвредным в своём могуществе. И прежде всего, научить их бороться со всеспроникающей избранностью, системой противопоставления Владыки, толпы, всеведующих учёных и тёмных невежд, звезд и безталантных, элиты и низшего рабочего класса. В этой системе корень фашизма и развращение людей тормандцев».
Фай Родис спокойно, без слов села боком на край дивана. Ошеломленный Чойо Чагас закурил. Впервые за многие годы он не знал, как поступить. Сделать вид, что ничего не произошло, или разгневаться?»
И интересно, как он ее воспринимает. Я, вообще, не уверена, что он её слышит. Я не уверена, что до него доходит её слова, потому что совершенно очевидно, что он её воспринимает как привлекательную женщину. Сравнивая её даже со своей любовницей Эр Во-Биа, он думает о том, как её соблазнить. Причем у Ефремова это написано открытым текстом, это не мои домыслы.
«— Мы уклоняемся. Вернемся к моей просьбе, — сухо сказал владыка. — Вы с вашей бездонной интуицией и мягкой симпатией кажетесь мне самой гениальной из всех виденных мною женщин. Я не говорю уже о знаниях, о психологическом могуществе и, наконец, о красоте, что также очень важно.
— Я помню разговор о восхвалении, — засмеялась Родис, — чем вы собираетесь меня унизить?
— Унизить? Великая Змея! Я хочу возвысить вас над всей планетой Ян-Ях, я хочу, чтобы вы отдались мне!
Фай Родис выпрямилась.
Чойо Чагас невозмутимо продолжал: — Чтобы родить мне сына. Надеюсь, что на Земле научились управлять генетикой и вы можете родить ребенка нужного пола?
— Зачем вам сын от меня? К вашим услугам полмиллиарда женщин Торманса!
— Они находятся далеко позади вас по здоровью, совершенству тела и души. Ваш сын будет первым наследственным владыкой планеты Ян-Ях, или как он захочет ее назвать. Может быть, назовет ее вашим именем!
Краска негодования не была заметна на смуглой коже Родис.
— Так вы мечтаете о наследственной власти? Зачем?
— Цель ясна. Чтобы улучшить жизнь на планете. Достижение этой цели идет через укрепление власти до полной ее абсолютности. Владыка должен стать неизмеримо выше всех, богом планеты и ее народа!
— Мне кажется, вы преуспели в этом, — сдерживая возмущение, сказала Родис, — вы и ваши сподвижники стоите так высоко над массой населения Ян-Ях, как это было возможно лишь в самых древних государствах нашей Земли.
Чойо Чагас поморщился и вдруг, доверительно наклоняясь к собеседнице, зашептал:
— Поймите же, что у меня не настолько всеобъемлющий ум, чтобы перед ним искренне склонились все мои подданные!..
— Но вы достаточно умны, чтобы понимать это! Понимать невозможность для одного человека объять колоссальную сумму знания, которую требует научное управление планетой. Но у вас есть ученые, они помогут. Жаль, что вы не верите им и никому вообще.
— Да, да! Я не могу обойтись без них, без этих «джи», но не верю им. Ученые — обманщики, трусы и ничтожные прислужники. Во многих поколениях они обманывали правителей и народ Ян-Ях, и, насколько я знаю, то же было в старину на Земле. Они обещали, что планета может прокормить неограниченное количество людей, и совершенно не учли, что земля истощится задолго до назначенной ими предельной цифры. Не учли вреда химических удобрений, отравивших растения и почвы, не учли необходимости определенного жизненного пространства для каждого человека. Не понимая всего этого, они не постеснялись выступить с категорическими заключениями. И в результате вызвали страшную катастрофу. Восемьдесят лет Голода и Убийств! Правда, за ошибки и наглость они расплатились. Тысячи ученых повесили вниз головами на воротах городов или перед их научными институтами. Ученые всегда обманывали нас, владык, и особенно математики и физики, в реальных успехах которых никто, кроме них самих, не мог разобраться. Так поступали жрецы и маги Земли. Нет, я не люблю ученых. Мелкие, тщеславные люди, избалованные легкой жизнью, а думают, что они знают тайны судьбы!
Фай Родис, заинтересованная его откровенностью, задумчиво улыбнулась.
— Вся их вина в отсутствии двустороннего мышления, подлинной диалектики. Они не понимали, что при необъятном многообразии мира математические методы похожи на язык. Ведь язык тоже одно из самых логических строений человеческой мысли. Словами можно играть, доказывая все, что угодно, и можно подобрать математические доказательства чему угодно. Такими шутками нередко забавляются ученые Земли.
— Безнаказанно?
— Кто же наказывает за шутку? Не принимайте ее всерьез, не будьте так мелко обидчивы. Впрочем, вы сами похожи на математиков, издавая декреты и приказы и веря в то, что слова могут изменить развитие общества и ход истории.
— Кто же тогда может?
— Только сами люди!
— Вот мы и воздействуем на людей!
— Не так! Любое насилие обязательно порождает контрсилу, которая неумолимо будет развиваться и проявится не сразу, но неизбежно и подчас с неожиданной стороны.
— Вы располагаете примерами?
— Их достаточно. Возьмите продвижение людей в обществе, основанном на чинах и званиях. Такая система автоматически и неизбежно порождает некомпетентность на всех уровнях иерархии.
— Вот я и хочу укрепить всю систему, начав с ее вершины. Я заговорил об ученых, чтобы вы поняли, как я хочу дать Ян-Ях владыку, превосходящего силой ума современных ученых-холуев. Они выманивают у меня большие средства, обещая высокие технические достижения. На деле оказывается, что каждый шаг на пути больших открытий чудовищно дорог и становится все более непосильным для планеты. Не случайно у нас запрещены космические полеты. Наука заводит в тупик, а я не могу уничтожить ее и не в силах предвидеть ее ошибки и обманы. Могу лишь держать своих ученых слуг в страхе, что в любой момент брошу на них массу «кжи», которые расправятся с ними с такой беспощадностью, что память об этом останется в веках.
— Такая память уже осталась и на Ян-Ях, и на Земле после китайского лжесоциализма, — вставила Родис.
— История повторяется.
— Вы ее повторили. Но ведь вы понимаете, что это ошибка человечества. Зачем же, раз допустив ее, вы хотите повтора?
— Чтобы добиться того, что не удалось предкам!
— И вы мечтаете о сыне с выдающимся умом, которому вы доверите планету? — тихо спросила Родис.
— Вот именно! Благородная цель! Вы уверяете, что прибыли сюда для блага моих людей. Вот возможность реально создать благо! — И Чойо Чагас облизал губы в искреннем волнении.
— Как вы наивны, владыка планеты! — вдруг громко сказала Фай Родис.
— Что?!
Родис успокаивающим жестом протянула к нему руку.
— Простите мою несправедливую резкость. Вы не можете выйти из ноосферы Ян-Ях. Все предрассудки, стереотипы и присущий человеку консерватизм мышления властвуют над высшим человеком в государстве. Мысли, думы, мечты, идеи, образы накапливаются в человечестве и незримо присутствуют с нами, воздействуя тысячелетия на ряд поколений. Наряду со светлыми образами учителей, творцов красоты, рыцарей короля Артура или русских богатырей были созданы темной фантазией демоны-убийцы, сатанинские женщины и садисты. Существуя в виде закрепившихся клише, мысленных форм в ноосфере, они могли создавать не только галлюцинации, но порождать и реальные результаты, воздействуя через психику на поведение людей. Очистка ноосферы от лжи, садизма, маниакально-злобных идей стоила огромных трудов человечеству Земли. Здесь, у вас, я физически чувствую колючую ноосферу грубости и озлобления. Вероятно, в этом повинны и ученые, которых вы так не любите. Пытаясь заменить человека машиной, они впали в опасную ошибку и распространили в ноосфере однобокое линейно-логическое мышление, принимаемое за сущность разума.
— Пусть так! Тогда тем нужнее сверхчеловек!
— Нет! Мозг человека физически изменяется медленно. Продолжительность даже нашей земной цивилизации ничтожна, и потому она не внесла в него существенных изменений. Всякое развитие всецело определяется обстоятельствами.
— Окружающей обстановкой?
— Не только. Миллионы способных людей погибли, не дав миру, что могли только потому, что не нашлось соответствия их способностей с задачами общества и уровнем времени. Вот почему я не могу представить себе своего сына в роли владыки на столь низком уровне сознания.
— Как низком?!
— Да, председатель, стремление владычествовать, возвышаться над другими, повелевать людьми — один из самых примитивных инстинктов, наиболее ярко выраженный у самцов павианов. Эмоционально это самый низкий и темный уровень чувств!»
И получается такой когнитивный диссонанс, то есть они друг друга не видят. Очень интересно как развивается этот диалог. И ещё такой, знаете, параллельно возникающий вопрос: почему Чойо Чагас так приблизил Родис, если он не вполне прислушивается к её, так скажем, речам? Если он, в конце концов, понимает, что его желание как бы сблизиться с ней физически не осуществимо?
На мой взгляд, здесь проявляется такое что ли одиночество Чойо Чагаса, то есть, будучи верховным правителем, он никому не доверяет. И правильно делает, потому что его же ближайшее окружение, тот же Ген Ши, в итоге организует заговор по захвату власти. Он понимает, что, наверное, та же Эр Во-Биа, которая великолепная помощница и советчица, и так сказать, облечена определённой властью на планете, она не вполне искренне себя ведёт. Она расчётлива и корыстолюбива, и мимо этих качеств, всё-таки он не может пройти. Ему хочется всё-таки чего-то настоящего.
Он точно также, наверное, понимает, что и его жена, тоже при всей своей внешней привлекательности, не является для него такой собеседницей, с которой можно проводить долгое время. Скорее это некая такая витрина для мужчины, который как бы хвастает перед всеми, какая у него красивая жена. Ну, между прочим, жест для наших олигархов очень традиционный.
К записи "Опубликовано по просьбе друзей в авторской редакции. Анна Гранатова: Доклад на Ефремовских чтениях. Ч.-5" пока нет комментариев