Доклад Ефремовские чтения 2023
Три идеальных женщины глазами Ивана Ефремова
Путь совершенства и путь войны. От эволюции биологической – к социальной. Женщина будущего
основа для доклада – Программа Анны Гранатовой «Шкатулка с визитками». / Выпуск 65. Иван Ефремов. Три идеальных женщины.
Часть-1
Женский образ – одна из самых любимых литературоведами тем, особенно если учесть что порядка 90 процентов филологов- женщины. Но образы женщин могут быть различны – от типологии реального характера до мифа.
Мы говорим о женщинах глазами писателя фантаста Ивана Ефремова.
Мы будем говорить про женщин трех произведений Ивана Ефремова. Речь идёт о его романах «Лезвие бритвы», «Таис Афинская» и «Час быка». Эти три женских образа, три женских характера, на мой взгляд, интересны тем, что создают образ женщины будущего. Это образ женщины, которая намного опережает свою эпоху.
И даже если мы посмотрим на биографию самого Ивана Ефремова, то мы увидим, что и в своей собственной личной жизни он пытался отыскать какие-то новые нестандартные смыслы, не такие, как продиктовывались культурой, обычаями и традициями. Мы помним, что у самого Ивана Ефремова в его длительном браке с Таисией Ефремовой не было детей, то есть это уже некое отрицание такой традиции. Одновременно это и утверждение что семья – это не только любовь как физическая страсть но еще и любовь-дружба, единство ума, взглядов на жизнь и ценностей.
Конечно многое зависит от того, в каком именно социальном слое, в какой именно касте находится человек. То есть, к какому миру, к какой микросоциальной группе этот человек принадлежит. Взгляды Ефремова абсолютно не совместимы в женскими образами «деревенской прозы» да и образом жизни самих деревенщиков. Как их называют филологи. А время- одно и то же, это 50е годы.
И вот в «Часе быка» это прекрасное видно, что есть люди физического труда а есть умственного. Есть каста коротко живущих и каста долго живущих. И отношение к женщинам, и отношения, соответственно, к любви там разное. Коротко живущие живут исключительно инстинктами – это люди, которые пришли для того, чтобы бороться за выживание. Ценностями этих людей является еда, борьба и продолжение рода. У коротко живущих, женщина – это не более как инструмент для продолжения рода, не более как инструмент для собственного тщеславия и повышения своей самооценки. Вот и слово любовь фактически тождественно для мужчин «кжи» чисто животному удовольствию. Ну а поскольку Ефремов ещё увлекался Индией, то здесь я могу сказать, что речь идёт о самой нижней чакре – красной чакре, которая как бы отражает внутри каждого из нас определённые животные, иногда даже тотемные животные.
Возвращаюсь к тому, как может выстраивать взаимоотношения между мужчиной и женщиной, я хочу сказать, что как раз в «Часе быка» очень хорошо показано, насколько культура, насколько образ жизни, насколько социальная каста, профессиональная каста, профессиональное сообщество, насколько они детерминируют чувства. И если у коротко живущих отношение к женщине, продиктованы исключительно сексом, самоутверждением, представлением о том, что женщины – это второй пол, которая должна обслуживать сильный пол и полностью ему подчиняться. То наряду с этим есть и долго живущие.
Долго живущие – это учёные у Ефремова в романе «Час Быка» и здесь, конечно, отношение к женщине может быть несколько другим. Наряду с учёными, есть и деятели искусства. Есть и скульптор, например, который с героиней этого романа «Час быка» создает скульптуру: эталон женской красоты, мудрости, силы, женского обаяния, вдохновения, интеллекта, смелости и решимости. Если мы вспомним этот эпизод, когда Фай Родис позирует для скульптора, то мы сможем провести параллель между этим эпизодом и эпизодом из романа «Таис Афинская», где точно так же древнегреческая гетера Таис из города Афин позирует для скульптора. И создается, таким образом, прекрасное серебряное её изображение в виде Афродиты, выходящей из пены.
Таким образом, отношение к женщине, восприятие такого понятия, как любовь, детерминирована культурой, образом жизни, а также тем, закрыты ли базовые человеческие потребности в этом социальном слое, в этой касте или незакрыты. Базовые потребности, я напомню по психологу Абрахаму Маслоу, это как раз еда, это сон, это безопасность. И, кстати говоря, на теме отсутствия безопасности, если вы помните, психоаналитик Карен Хорни создаёт огромную классификацию неврозов. Она даже приходит к выводу о том, что любые психические отклонения и нарушения имеют в своей фундаментальной основе нарушения чувства безопасности в детстве, и так возникает базальная тревожность. И чувства безопасности у КЖИ нет. А тревожность- есть.
Итак, есть отношение мужчин к женщине, как к некому источнику удовольствия, продолжения рода, источнику для поддержания своего тщеславия и высокой самооценки. И есть другое отношение к женщине, как к некой музе, вдохновительнице, эталону красоты, и более того, я скажу, как к некому носителю тех ценностей, которые и делают человеческую цивилизацию именно цивилизацией, а не некой кровавой платформой для бесконечных войн и битв за ресурсы. Мне кажется, что особое отношение к женщине у Ивана Ефремова связано именно с этим постулатом, что женщина является тем самым носителем ценностей, которые позволят миру перейти с рельс бесконечных войн и битв за ресурсы, на путь созидания и гармонии. Вообще слово гармония для Ефремова была, на мой взгляд, одним из самых ключевых понятий.
В «Часе быка» Ефремов размышляет на этот счёт. Неслучайно он начальницей экспедиции космической к планете Торманс из земли будущего делает женщину. Из будущего. Суперженщину. Женщину – историка по имени Фай Родис. И делает это он не потому, что поддерживает движение феминисток, или борьбу за эмансипацию, или женские права и так далее, а потому что для Ефремова женщина – это уже больше чем эталон красоты и гармонии, как это было скажем в Лезвии бритвы. В Часе Быка женщина это уже носительница созидательных ценностей, а не разрушительных, присущих мужчинам. И вся человеческая цивилизация, как история кровавых войн жестокости и садизма, унижения и отсутствия свободы, свидетельствует о том, что вот эта история делалась мужчинами.
Мы прекрасно помним это по эпизоду из романа «Час быка», где, соответственно. Фай Родис смотрит фильм в подземелье, демонстрирующийся, соответственно, Чойо Чагасом, владыкой планеты Торманс. И этот фильм об истории человеческой цивилизации свидетельствует о том, что не было в цивилизации ни гармонии, ни красоты, ни созидательных ценностей, а только разрушения, только кровь, только унижение и только смерть. И инструментом всего этого была мужская сильная часть планеты. Поэтому женщина для Ивана Ефремова – это осознанная альтернатива кровавой истории человечества, о которой я только что сказала. И это некий символ той гармонии, той меры и того баланса, который необходим, как отдельной человеческой личности, так и человеческой цивилизации в целом.
Итак, я хотела бы сейчас перейти к трём образам трёх женщин из произведений Ефремова и сконцентрировать внимание на том, какие всё-таки ключевые идеи, заложенные в каждом из этих образов, и как они могут быть связаны между собой. И есть ли трансформация лейтмотива. Итак, речь пойдет о произведении Ивана Ефремова о «Лезвие бритвы» и об образе гимнастки Симы Металиной. Речь пойдет о произведении Ефремова» Таис Афинская». Ну, и как следует из названия романа, мы будем говорить про Таис Афинскую. И также мы будем говорить о третьем произведении Ефремова, самом скандальном и самом сложном, «Час быка» и, соответственно, о центральной героине этого произведения Фай Родис.
Вернёмся к «Лезвию бритвы». Именно в такой последовательности я предлагаю эти романы, по той простой причине, что они отражают переход мысли самого Ефремова от идеи биологической эволюции к эволюции социальной. Если мы обратимся к образу Симы, то, конечно, она собой символизирует тот баланс между физическим, психологическим и эмоциональным, о котором Ефремов так много говорит. Он много говорит в «Лезвии бритвы» о том, что человек может выдержать огромные нагрузки, но при условии, что все три линии будут выровнены: линии физической, психологической, эмоциональной и умственной нагрузки ещё, что важно. В то время, когда люди заняты исключительно интеллектуальным трудом, но забывающие о своей физической подготовке, становятся похоже на шизоидов, и сами гробят фактически свое собственное здоровье. Сима – гимнастка, очень красивая девушка с совершенным телом фактически и символизирует как раз вот этот баланс между разными линиями развития человеческой личности. Это высоко гармоничная личность. И, вообще, если мы возьмём само имя Сима, то это с одной стороны, конечно, случайным может быть совпадение с одним из слоёв литосферы, а может быть для Ефремова, как геолога, как палеонтолога очень даже значимо. Но с другой стороны, имя Сима имеет восточные корни, как ближневосточные, так и среднеазиатские. И если мы посмотрим, как с разных языков это имя переводится, то в нём есть такие оттенки как красота, как сокровища, есть даже вариант перевода как лицо. Что, на мой взгляд, ещё интересно и важно, это имя коррелирует с древне ивритским именем Серафима. Сима, Серафима – это женский вариант имени от мужского – Серафим, что означает огненный.
Все, что связано с огнём, с образом огня для Ефремова будет значимо. И не только потому, что он достаточно серьёзно увлекается индийской культурой мифологии, где огонь, конечно, играет ключевую роль и центральное место. Мне кажется это ещё связано с тем, что стихия огня для Ефремова обозначает некий символ преобразования, трансформации. Это то, чем он занимается. Он занимается эволюцией, и он занимается эволюцией, как животного мира, так и впоследствии уже эволюцией социальной. Трансформация для него важна, и символом этой трансформации как раз и является огонь.
.
От модератора:
Анна Гранатова: https://starodymov.ru/?p=29337
Немного о фантастике: https://starodymov.ru/?p=32035
Иван Ефремов: https://starodymov.ru/?p=41424
К записи "Опубликовано по просьбе друзей в авторской редакции. Анна Гранатова: Доклад на Ефремовских чтениях. Ч.-1" пока нет комментариев