21 февраля 2013 года – умер Алексей Герман,

Народный артист СССР.

Право, трудно писать об этой творческой личности. Он в моих глазах сродни Тарковскому: высокие знатоки искусства утверждают, что он гений и творил гениальное, между тем, то, что видишь на экране, подтверждением данному тезису назвать трудно. (см.: https://starodymov.ru/?p=40296 )

Об Алексее Германе написано, что он – самый «полочный» режиссёр: он создал больше всех картин, которые никак не могли добраться до «большого экрана». Признаться, я удивляюсь нашим советским киноначальникам: да пусть бы выходили! Залы-то пустыми оставались бы!..

Вот несколько картин – из тех, которые я помню настолько хорошо, чтобы без подготовки высказать суждение.

«Проверка на дорогах» – официальная критика уже много лет пытается нам внушить, что это великий фильм, с чем я не могу согласиться: так себе кино: https://starodymov.ru/?p=40700

«Двадцать дней без войны» – вот тут соглашусь: картина прекрасна; только заслуга в том, думается, в большей степени в великолепной игре Юрий Никулина и Людмилы Гурченко, а не режиссёра.

«Рафферти» – на мой взгляд, лучшая картина режиссёра: https://starodymov.ru/?p=31307

«Торпедоносцы» – и ещё одна великолепная картина: https://starodymov.ru/?p=24071

«Мой друг Иван Лапшин» – и снова не понял, что в этом фильме такого уж выдающегося:

«Хрусталёв, машину!» – и снова невесть за что дифирамбы:

Ну а «Трудно быть богом» – это вообще абсолютнейший провал для режиссёра. https://starodymov.ru/?p=23283

Остальные картины Германа я вообще не помню (или не видел).

Документальный фильм, который он снял про себя, назывался «Трудно быть Германом» (скромненько так, с отсылом к Стругацким). Как гласит расхожая фраза, Человеком вообще быть трудно. Что же касается конкретно Алексея Германа…

У человека имелось всё для самореализации. Он и старался самовыразиться в искусстве – только вот фильмы у него получались такие, что это самовыражение абсолютным большинством зрителей осталось невостребованным. Самовыразитель сколько угодно может сетовать на нехороших чиновников от советского кино, но это не меняет сути – картины-то явно не шедевр, и зритель их не оценил! Так что трудность быть собой в данном случае проистекает от неумения использовать полученные от судьбы преференции.

Что вы говорите?.. Это массовый плебс не понимает высокое парение духа гения?.. Ну уж это бесспорно – куда уж нам-то, в калашный ряд!.. Но ведь можно сказать и иначе: оторвавшийся от народа некто, возомнивший себя гением, заумствует в своих эмпиреях, в которых его творчество остаётся никем невостребованным.

…А впрочем, добрая память о покинувшем нас мастере пребудет с нами.