4 апреля 1932 года – родился Андрей Тарковский,

отечественный кинорежиссёр.

Опять же: кинопроизведения Андрея Арсеньевича не видятся мне такими шедеврами, как их преподносят «киноведы». Лично для меня творчество Тарковского остаётся ярким символом разного подхода к оценке того, что считать истинно великим фильмом: то, что завоёвывает сердца миллионов, или нравится кучке эстетствующих профессионалов.

Показателен такой факт. Андрей Арсеньевич как-то в 1972 году составил список десяти лучших (конечно, по его мнению) фильмов, созданных мировым кинематографом. И в него не вошло ни одной отечественной ленты. Скажу более: только об одной картине я вообще слышал, другие даже не на слуху.

О чём это говорит?..

На мой взгляд, свидетельствует о том, что Андрей Тарковский старался противостоять всем и во всём – если хотите, оригинальничать. Для деятеля культуры это, в общем-то, неплохо, но только при одном непременном условии: если своё «я так вижу» подкрепляешь действительно произведениями, в которых и массы увидят нечто созвучное своей душе. Если же «так же видят» группка эстетствующих культурологов, для которых и «Чёрный квадрат» – шедевр, то тут впору вспомнить присказку про гору, производящую свет мелких грызунов.

Как писал о Тарковском Кончаловский, они строили своё творчество на том, что отрицали многое из того, на чём строился современный им кинематограф. Отрицать – это здорово; главное – было бы что противопоставить!

Поверьте: я не сноб, и не стараюсь казаться киноведом («кинологом», как выразился на днях юный режиссёр»). Я просто кинолюб. Но я люблю и хочу смотреть истинно кино, а продукт самолюбования режиссёра, считающего себя обойдённым вниманием тёмных и не понимающих его гениальность масс.

Вместе с тем, есть у меня такой пунктик: я пасую перед обращённым в свой адрес высказыванием «Ты не понимаешь». Я и в самом деле не понимаю.

Лично я от начала и до конца смог посмотреть только «Солярис», да и то лишь попервости. Фильм мудрый, слов нет, но тягомотный. А остальные картины Тарковского я так и не осилил. Я ограниченный?.. Быть может. Но я не знаю никого на бытовом уровне окружения, кто бы считал их и впрямь шедеврами.

И сколько бы мне ни внушали о гениальности юбиляра, я её не пойму. Когда говорят о замалчивании его имени и творчества, я считаю иначе. Это не искусственное замалчивание – это когда говорить пришлось бы о вещах, которые трудно понять и уж тем более объяснить.

Вот и разделились любители кино в оценке данного режиссура. Официально, в духе сегодняшних веяний, считается, что Тарковский – гений. А вот рядовой зритель так не считает, имя знает, конечно, но только потому, что оно нам с напором внушается. Да и те же искусствоведы – сами-то они пересматривают картины, о которых с придыханием рассуждают?.. Право, не думаю.

…И всё же, вспомним сегодня Андрея Арсеньевича Тарковского добрым словом. В конце концов, человек он был неординарным; и фильмы создавал такие, что их помнят и поныне. И спорят о них. А значит, здесь есть о чём вести разговор.

Между прочим, учителем Тарковского во ВГИКе был сам Михаил Ромм. О чём-то говорит!.

О как!.. После эмоционального своего выступления заглянул в Вики, и увидел, что в молодости именно Тарковский снял такие фильмы, как «Сергея Лазо», «Ташкент – город хлебный» и «Конец атамана» – эти картины я помню. Надо же, а всё затмили его более поздние «экспериментальные» фильмы, которые и сформировали его славу и репутацию…

.

Михаил Ромм: http://starodymov.ru/?p=39094

Андрон Кончаловский: http://starodymov.ru/?p=14264

«Солярис»: http://starodymov.ru/?p=38502

Эстетствующая интеллигенция: http://starodymov.ru/?p=39834