«АПОСТОЛ КАМЧАТКИ»: В НАЧАЛЕ ПУТИ

Нестор Анисимов. Уверен, что большинству наших сограждан это имя ничего не говорит. Несправедливо, право слово, несправедливо!

Вот несколько штрихов к его портрету. За боевые подвиги на полях сражений Первой мировой войны отец Нестор удостоился права носить наперсный крест на Георгиевской ленте. Он открыто и активно выступал против Советской власти, за что неоднократно оказывался за решёткой. И он же всемерно поддерживал борьбу Советского Союза против гитлеровской Германии. Оказавшись в изгнании, обратил в православие тысячи и тысячи иностранцев. А будучи уже немолодым человеком, добился признания акта крещения для обращенных в лагерях ГУЛАГа…

Наверное, уже этих нескольких фактов достаточно, чтобы заинтриговать читателей судьбой человека.

А начал Нестор свою деятельность миссионером.

Право же, будь хоть трижды атеистом, а не восхищаться людьми, избравшими для себя данное поприще, невозможно.

Николай Анисимов родился 8 ноября 1885 (по другим данным 1884) года в семье военного чиновника, статского советника, так что вполне мог направить свою жизнь по более спокойному руслу. А он, приняв постриг под именем Нестор (в честь автора «Повести временных лет»), отправился нести Слово Божье на далёкую Камчатку. Благословил его на сей подвиг сам знаменитый проповедник Иоанн Кронштадтский, который, надо думать, почувствовал в молодом священнике духовную силу, способность творить великое.

Прибыв на далёкий полуостров в мае 1907 года, Нестор был поражён, в какой нищете (материальной и духовной) обитают жители этой восточной окраины империи. Их грабили все, кому не лень – японцы, американцы, свои, российские, купцы и промысловики. В российских территориальных водах беззастенчиво хозяйничали заморские браконьеры.

Анисимов активно взялся за дело. Он изъездил весь обширный край, много общался с людьми. Изучал языки коренных народов, переводил для них священные книги.  Прививал местным жителям основы гигиены. Занимался просветительством, обучал детей. Врачевал. И конечно же проповедовал. В частности, осознавая, какую грандиозную роль для местных жителей имеет морской промысел, составил специальную молитву на лов рыбы.

Только скоро понял миссионер, что усилиями его, да нескольких таких же подвижников, ситуацию в регионе не исправишь. И он подготовил проект создания постоянной Камчатской духовной миссии и Камчатского православного братства. Целью этих структур предполагалась широкая просветительная и благотворительная деятельность в регионе. Идею поддержал епископ Владивостокско-Камчатской епархии Евсевий Никольский, тоже духовный подвижник, который сам много лет жизни посвятил миссионерской деятельности.

Ободрённый столь весомой поддержкой, молодой священник отправился в Петербург.

…Сейчас модно идеализировать царские времена. Мол, под скипетром двуглавого орла, под сенью православного креста народ благоденствовал, чиновничество добросовестно выполняло свои обязанности, «честное купецкое слово» имело нерушимую крепость… И эту благость прибывшие из-за границы супостаты разрушили в 1917 году. Не следует упрощать. То, с чем столкнулся в столице отец Нестор, может служить нагляднейшей иллюстрацией к тому, насколько далёкой оказалась действительность от этой умилительной картины.

Синоду, который в те годы возглавлял Сергей Лукьянов, на далекую Камчатку, на тамошних, погрязших в нищете и невежестве, людей было… Как бы сказать помягче-то… В общем, не до них – имелись дела и поважнее, и поближе.

Бюрократизм, нежелание новаций, стремление действовать по старинке, по установившемуся порядку – как это знакомо для отечественной действительности! Слишком далеко располагались Камчатка и камчадалы от блистательных царедворцев, заседавших в Синоде. В этих условиях проект молодого миссионера грозил окончательно затеряться в недрах этой бюрократической машины.

Однако отец Нестор слишком горячо болел за дело, чтобы отступиться. История не сохранила подробностей того, как молодой миссионер сумел дать о себе знать августейшему семейству. Но только личное вмешательство царя Николая II, его супруги Александры Федоровны и матери Марии Фёдоровны, великой княжны Елизаветы позволило реализовать задуманное. Только теперь Синод вдруг осознал актуальность проекта.

В сентябре 1910 года о. Нестор вернулся на Камчатку, окрылённый достигнутым успехом. Именно в те годы его стали называть «апостолом Камчатки».  И ведь имелось за что! Официальным покровителем новорождённого братства объявили наследника престола цесаревича Алексея, царская семья подарила миссии церковь и необходимую церковную утварь, а также немалую денежную сумму; кроме того, император даровал ему немалые льготы.

Результаты не замедлили сказаться. Среди знати тотчас прорезалось осознание необходимости поддержки дальневосточной церкви.

Теперь деятельность Нестора обрела должный размах.  В первую очередь он занялся строительством: возводил церкви, часовни, больницы, школы, а также лепрозорий, необходимость в котором имелась насущная. Учитывая особенности региона, подвижник решил действовать следующим образом. Объект (хотя как-то неловко писать это казенное слово в отношение церкви) строили во Владивостоке, затем разбирали и на баржах доставляли на Камчатку, где его транспортировали в нужное место, где собирали вновь. Долго, трудно, хлопотно… Но дело шло! До 1917 года на Камчатке таким образом были возведены десятки и десятки объектов!

И тут – война! Сколько жизней она унесла, сколько судеб искалечила, сколько благих начинаний угробила!..

Казалось бы: где Европейский театр военных действий, а где – Камчатка! Ан нет – отец Нестор организует санитарный отряд «Первая помощь под огнем» и во главе его лично отправляется на фронт. Он не просто оказывает помощь раненым – священник и в самом деле под огнем ходил в атакующих цепях (разумеется, без оружия!), чтобы оказаться первым, кто склонится над солдатом, в плоть которого вопьётся хищный горячий металл.

Имя Нестора широко гремело на фронте, обрастая легендами. На груди боевого священнослужителя появляются ратные ордена – Владимира III и Анны II и III степеней, все, естественно, с мечами. Но едва ли не высшим признание заслуг батюшки на поле брани становится дарованное ему право на ношение наперсного креста на Георгиевской ленте.

В конце 15-го года Нестора отзывают с фронта и вновь направляют на Дальний Восток, создавать Камчатскую епархию, первым епископом которой он и становится в октябре 1916 года.

.

Из истории Камчатки: https://starodymov.ru/?p=36516

Евсевий Никольский: https://starodymov.ru/?p=31902

Мария Фёдоровна, вдовствующая императрица: https://starodymov.ru/?p=29223

Елизавета Фёдоровна, великая княжна: https://starodymov.ru/?p=32955

Начало Первой мировой войны: https://starodymov.ru/?p=30392

Орден св. Владимира: https://starodymov.ru/?p=41507