30 августа 1622 года – ушла из жизни Ксения Годунова,
несчастная царевна.
Вряд ли найдётся хоть один мужчина, который всей душой не посочувствует этой женщине. Да и среди представительниц прекрасного пола многие примут к сердцу её несчастливую судьбу. Разрушившие жизнь Ксении беды не могут не тронуть нормального человека!..
Когда я впервые прочитал о трагической судьбе Ксении, она настолько зацепила меня за живое, что мне очень захотелось написать художественную книгу о ней. И я засел за реализацию замысла. Однако тут же, буквально с замысла, допустил ошибку. Осознал которую лишь десять нет спустя. Дело в том, что я попытался опровергнуть мудрость Козьмы Пруткова и попытаться объять необъятное.
Как рассказывать о Ксении, не рассказав о её родителях, о Борисе Годунове, о допущенных им ошибках, приведшим к Смутному времени?..
Как рассказывать о Ксении, не рассказав о том, как и откуда объявился Лжедмитрий и по каким обстоятельствам красавица царевна оказалась в постели самозванца?..
Как рассказать о Ксении, не заострив внимания на поведении московской знати, убившей её мать и брата, поведение которой, собственно, и привело в конечном итоге к Смуте и интервенции?..
Как рассказать о Ксении, не поведав о Марине Мнишек, о том, каким ветром её занесло в Россию, и какую роль она сыграла в судьбах царства в целом и царевны в частности?..
…И этот список можно продолжать.
Короче говоря, первоначальный замысел романа стремительно разрастался, впитывая новую и новую информацию, обогащаясь новыми и новыми персонажами… И в результате на свет появился исполинский роман-эпопея о шести томах – он называется «Кривоустовы». В котором Ксения присутствовала, конечно же, но уже далеко не на первых ролях. Только реальных исторических персонажей в эпопее встречается до двухсот…
Но это – исключительно к слову. Сейчас, в данном конкретном тексте речь пойдёт о том, что ровно четыре столетия назад ушла из жизни Ксения Годунова.
…Друзья мои, давайте соотнесём в своём воображении Россию и Европу на излёте XVI столетия, когда происходило становление личности царевны!
Я – русский человек, и я за Россию… И тем не менее…
Что мы видим в ту пору на Западе?.. Университеты, живопись, астрономия, литература, философия… Реформация… В начале XVII столетия, т.е. аккурат в период русской Смуты, или сразу после неё, великий Рене Декарт придумал нумеровать места в театральном зале и обозначать их на входных жетонах, а то ведь в Париже дело нередко доходило до дуэли из-за того, кому из зрителей где сидеть – и это не гипербола, а истинный факт.
А в России?.. Сколько бы мы ни восхищались достижениями культуры эпохи Ивана Грозного, а только… Ну что из произведений отечественной культуры мы вспомним из той эпохи?.. Летописание, иконопись, зодчество… Домострой. Верх образованности – знание нравоучительных наставлений из «Повести об Акире Премудром».
Боже меня упаси от того, чтобы оказаться обвинённым в том, что я занимаюсь уничижением родной нации. Просто без приведённого противопоставления не понять подоплёку дальнейшего рассказа.
Борис Годунов, на мой взгляд, показал себя далеко не лучшим самодержцем – и навряд ли кто станет оспаривать данное утверждение.
Однако, чего у него не отнять – он оказался нежным и любящим отцом. Правда, к сожалению, жизнь свидетельствует, что одной любви для воспитания детей всё же недостаточно. В этом вопросе должны участвовать не только сердце, но и голова. Особенно если речь идёт об отпрысках монарха.
Дети Бориса Фёдоровича росли в любви и заботе. Его сын Фёдор заслуживает отдельного рассказа, и я непременно поведаю о нём, но в другой раз. А пока – о моей любимице в отечественной истории, о Ксюше.
В описываемую пору боярышням предписывалось сидеть в тереме и учиться вести домашнее хозяйство. Остальное – от лукавого.
Борис Годунов желал для дочери иного. Он воспитал из неё первую русскую интеллигентку: она знала европейские языки, читала романы, и вообще приобщилась к европейской культуре. Сама писала стихи – до наших дней, насколько я знаю, дошло два из них. И это не считая того, что она прекрасно владела традиционным для русских девичьих светлиц рукоделием: она самолично вышила, ни много ни мало, рублёвскую «Троицу»!..
О женихах Ксении – особая тема. Непутёвый Густав Шведский, несчастный Иоганн Датский, а также Хозрой – грузинский царевич (хотя какой там царевич, князёк третьестепенный относительно московского монарха). Сейчас для нас главное – к моменту смерти Борис Годунова и предательства боярством государственных интересов ни один не стал мужем царевны.
Воспитанная в тереме, на западной литературе и на отечественных волшебных сказках, в окружении любящих и заботившихся о ней родителей и «мамок»… (К слову, комнатной барыней у Ксении служила мать Дмитрий Пожарского, княгиня Мария, урождённая Беклемишева). Что она знала о большом мире, раскинувшемся за пределами её уютного персонального рая?
.
Роман «Кривоустовы»: https://starodymov.ru/?cat=674
Борис Годунов: https://starodymov.ru/?p=26960
Ксения Годунова: https://starodymov.ru/?p=14546
Лжедмитрий I: https://starodymov.ru/?p=20290
Лжедмитрий II: https://starodymov.ru/?p=35999
Густав Шведский: https://starodymov.ru/?p=40923
Иоганн Датский: https://starodymov.ru/?p=3703
Хозрой: https://starodymov.ru/?p=28091
Мария Беклемишева-Пожарская: https://starodymov.ru/?p=40913
К записи "Несчастные женщины. Ксения Годунова, четыреста лет назад завершилась её короткая жизнь" пока нет комментариев