СТОИТ «ЧЕЛОВЕК У ОКНА»… И ЧТО ТАМ ВИДИТ?..

Повторяли на днях фильм «Человек у окна». Не могу сказать, что он мне очень нравится, однако ж затрагивает некоторые жизненные вопросы, над которыми задумываешься.

На мой субъективный взгляд, фильм немного чересчур гротескный, проблемы выпячены неестественно выпукло, персонажи, при всей несомненной самобытности актёров, всё же излишне строго прямолинейно следуют в русле главной сюжетной функции, ради которой и задействованы в картине… В общем, всё и вся в нём несколько в перебор.

Не живые люди, а комплект трафаретов.

Честный, немного не от мира сего главный герой; настолько честный и порядочный, что близким рядом с ним неуютно. Его жена, конечно, хорошая, но она нуждается в простой земной жизни, и её раздражает отстранённость, за которой остаётся её муж. Её любовник – немного карикатурный циник, не особо обременённый принципами. И ещё один не особо обременённый принципами персонаж, хороший и нежный красавчик, который за деньги решает чужие проблемы, терпит выкрутасы возлюбленной и использует наивность главного героя в своекорыстных интересах. И та самая возлюбленная, которая крутит хвостом перед состоятельным «бизнесменом», но при этом увлекается актёром не первой свежести уровня «кушать подано», которого, так и не добившись, всё же ревнует к его же жене. И ещё душевный и сопереживательный следователь, который настолько проникается пониманием и сочувствием к главному герою, что отпускает его на свободу, несмотря на бесспорность доказательной базы против нарушителя закона (не хочется к положительному, в общем-то, человеку применять слово «преступник»).

Все до единого персонажи по ходу картины во взаимоотношениях между собой совершают поступки, которые весьма проблематично объяснить логикой.

Конечно, в жизни таких нелогичных поступков – море. Но от искусства мы как-то всё же ждём неких более или менее внятных объяснений действий персонажей – законы жанра обязывают.

Например, таких.

Главный герой любит смотреть в окно, он видит (додумывает) там жизнь, отличную от той, в которой обитает сам. Здесь ему скучно, постыло, привычно, знакомо… Он понимает многое (хотя и не всё) о людях, которые находятся у него за спиной, воспринимает их как неизбежность, как данность; а вот происходящее за окном ему интереснее, даже если там просто идёт дождь и нет ни одного человека… В какой-то степени окно заменяет ему современный гаджет; хотя, и не совсем – Паутина предполагает хоть какое-то общение хоть с кем-то, а наш герой в этом не особо и нуждается…

Жена ему изменяет не потому, что страстно влюбилась, не потому, что встретила пришедшегося ей по сердцу (или хотя бы по телу) человека – такое можно понять и оправдать (если без ханжества и демагогии). Но нет – она это делает от скуки, от досады, от бабьей невостребованности, от страха перед наползающей старости, ещё и мужа поддразнивает своей связью, тоже от скуки. И её избранник – самовлюблённый хлыщ и позёр – больше изображает чувства, играет их, чем и в самом деле их переживает (актёр ведь!).

Правда, когда главный герой попадает в беду, они оба искренне пытаются ему помочь, особенно жена. На мой взгляд, данный фрагмент картины очень показателен: одно дело наставить мужичку рожки, и совсем иное – протянуть руку помощи, когда он тонет…

Поведение юной героини тоже вызывает вопросы. Явно к красавчику-бизнесмену она особых чувств не испытывает. Просто трахается с ним изредка, когда он слишком уж достанет. Специально применяю именно этот пренебрежительный синоним совокупления, потому что он мне для данной ситуации представляется наиболее точным. Поклонник же к ней явно питает искренние чувства, а для неё он – просто вынужденная инъекция перепихнина.

В принципе, когда молоденькая девушка влюбляется в возрастного актёра (или, скажем, художника, преподавателя) – распространённое явление. Если это интересный человек. Между тем, в данном фильме не показано, с чего это вдруг могла вспыхнуть такая страсть… Героиня уже вышла из возраста девичьих восторгов, судя по всему, повидала кое-что в жизни. Могла она влюбиться в актёра второго плана?.. Конечно!.. Но рождение такого чувства как-то бы объяснить – предпосылок-то не наблюдается… Он не красавец, вахлак вахлаком, стоит истуканом, ничего интересного не рассказывает, растерянно улыбается, всего-то раз и исполнил соло на гитаре – замечательно, конечно, но уже после того, как дева на него глаз положила…

Случается такое в жизни?.. Наверное. Но, на мой взгляд, стареющий дядечка чем-то должен блеснуть, чтобы на него запала юная красавица. Здесь в картине он блещет только своей серостью. Ну ещё наивной улыбкой разве что.

То есть мне, зрителю, приходится просто принимать на веру: такое случилось; а почему – да просто потому что!

Лично я по-настоящему поверил юной красавице только в тот момент, когда она узнала о своей беременности (от красавца-бизнесмена) и помчалась к нашему герою, чтобы заручиться заверением, что он не подставит отца её будущего ребёнка. Получила заверение – и тут же упорхнула. Вот тут я фильму поверил: не тому, что юная героиня бессердечна, а потому, что она переходит на другую ступень – теперь она не порхающий по жизни легкомысленный мотылёк, а мать, которая обязана обеспечить ребёнку достойную жизнь. Значит, восторги девочки-припевочки побоку, на первый план выходит жёсткий материнский прагматизм.

Противоречива роль и у того самого красавца-бизнесмена.

Первый вопрос к нему возникает уже в вечер знакомства с престарелым конкурентом в борьбе за прелести возлюбленной. Видит же, что у невесты мозги явно сместились набекрень, однако уезжает, оставляет её наедине с главным героем – при том, что знает: она не слишком строгих правил. Не мальчик же наивный: знал, чем дело может обернуться!.. Не обернулось – так ведь это чистое везение: прояви гость хоть чуточку ласковой настойчивости, так ведь не устояла бы красотка.

И ещё лично мне видится тут такой нюанс. Уезжает-то богатенький воздыхатель не просто так, а в компании друзей и подруг – то есть все их общие знакомые видят и понимают, что его невеста отказалась от поездки с ними ради того, чтобы остаться наедине с этим заштатным актёришкой!.. То-то ж им теперь обеспечена тема для скабрёзного зубоскальства!..

И для какого успешного и самоуверенного господина это не стало бы болезненным ударом по самолюбию?..

Мы такому не верим, правда, Константин Сергеевич?..

Ну а дальше… Этот самый бизнесмен берёт нашего героя под своё крылышко: использует его талант для получения не совсем законных доходов, и при этом патронирует его, помогает приодеться и научиться правильно тратить деньги. При этом предупреждает: тронешь мою девочку – накажу. У неё самой допытывается: ну что ты в нём нашла?.. Но и отказываться от талантливого петушка, добывающей для него золотые яички, не собирается. Хотя и сдрейфил, когда подельника взяли в оборот – хотя и не вызывало сомнения, что рано или поздно их аферу раскроют…

В общем, и данный герой нелогичен ни с точки зрения возраста и жизненного опыта, ни с позиции сферы деятельности, в которой он зарабатывает сомнительной чистоты средства.

О финальных пяти минутах картины даже рассуждать много не хочется.

Следователь, оценив, насколько у героя незапятнанная совесть, отпускает его, непонятно как решив вопрос с составом преступления.

Одумавшаяся и осознавшая греховность поведения жена решает прекратить похождения «налево», после чего разрешает герою впредь не обращать на неё внимания и смотреть в окно сколько ему заблагорассудится.

А тому и плевать на её разрешение, ему за окном по-прежнему интереснее, чем в квартире, которая остаётся за спиной – во всём многообразии этого понятия.

И нет сомнения, что жена вскорости непременно вновь обзаведётся любовником – вернётся к старому (в обоих пониманиях этого слова) или, что более вероятно, найдёт нового, посвежее, да и поздоровее.

Между тем, в финале главный герой смотрит уже не только за окно своей квартиры – он подсматривает из люльки автоподъёмника за родовыми муками той самой юной подруги; она его замечает за спинами акушеров, оценивает и в промежутках между схватками млеет от его взгляда… На мой взгляд, навряд ли найдётся хоть один зритель, который поверит в реальность такой сцены.

К слову, с моей точки зрения, самый убедительный момент в эпизоде родов, это обморок, в который выпадает присутствовавший здесь же бизнесмен – вот в это верится сразу и безоговорочно.

…Так о чём же фильм «Человек у окна»?.. И не скажешь сразу… Но вот нейдёт из памяти, думается о нём… Хотя и явно не шедевр… И богатый комплект ситуаций, когда логика не стыкуется с тем, что нам показывают. Быть может, дело также в том, что снимаются здесь замечательные актёры, которые и вытаскивают его?.. Не настаиваю на этой версии, хотя и не исключаю. Случается ведь и так…

Юрий Стоянов: (между прочим): https://starodymov.ru/?p=39161

Сергей Гармаш: https://starodymov.ru/?p=16998

Владимир Вдовиченков:

Мария Звонарёва:

Кристина Кузьмина:

Наверное, можно сказать так… Это фильм о том, что некоему человеку бесконечно скучно в действительности, в которой ему выпало жить. Однако как вырваться из обрыдлой жизни? Появилась для того возможность, он отвлёкся от окна, обжегщись – к нему вернулся. Его внутренние метания при внешней серости всего-то и поняла – взбалмошная красотка, да и то до момента, когда известие о беременности резко приземлило.

А остальные герои – вполне земные и желающие вполне осязаемой синички в руке. Жена – внимания, её любовник – секса, бизнесмен – денег и любви, следователь – справедливости…

Ну а главный герой желает просто самоуглублённо смотреть в окно. Там ему интереснее.

.

Ещё немного о кино: http://starodymov.ru/?p=39834

Кино моей молодости: http://starodymov.ru/?p=36155

Тоже неоднозначная картина, а вот вопросов к ней меньше: http://starodymov.ru/?p=35753

Ну и ещё один фильм – из совсем раннего детства: http://starodymov.ru/?p=35742