КОМУ В ЖИЗНИ ПОВЕЗЛО?

Признаться, я никогда не понимал вот такой вещи. В каждой бывшей союзной республике имелись свои киностудии. При протекционистской политике финансирования культуры национальных регионов в те времена денег эти киностудии могли выпросить довольно немало. Так почему же хороших фильмов снималось так мало – имею в виду именно нац-республики?.. Россия, Украина, Белоруссия… А остальные?.. Рижская киностудия – можно вспомнить буквально несколько картин… По несколько картин остались в памяти из каждой республики Закавказья… Что-то из республик Средней Азии… Но мало – очень мало… Право, удивительно.

А ведь умели снимать! Талантов в СССР хватало – от Москвы до самых до окраин!..

Заговорил же я об этой теме в связи с тем, что захотелось напомнить о замечательной картине – «Какие наши годы», производства Узбекфильм. Я её и в былые времена смотрел с удовольствием, и недавно повторяли – ещё раз пересмотрел. Несмотря на незамысловатый сюжет, на мой взгляд, это явная творческая удача авторского коллектива.

Конечно, центральный и совсем положительный герой тут – узбек. И какой он обаятельный!.. Его зовут Ташкент Сопроматович – по ходу картины герой с добродушным юмором рассказывает, с чего это у него такое имя и отчество.

Актёр, сыгравший этого паренька, нет-нет, да и до сих пор снимается в нашем кино – я его иначе как Ташкентом про себя и не зову. Хотя реально его зовут Рустам Сагдуллаев.

Сюжет такой.

На рядовой автобазе на обычном грузовике трудится обычный парнишка – уже названный Ташкент. И вот ему в напарники выделяют русского парня по имени Назар (Лембит Ульфсак) – тоже простого, обаятельного и весёлого. Они сдружились…

Однако, в отличие от Ташкента, Назар умеет решать вопросы. И вскоре напарники пересаживаются на современный мощный большегруз, и начинают получать более интересные и выгодные задания.

Только если Ташкент не строит планы на будущее и легко живёт сегодняшним днём, Назар решает поступать в институт, чтобы делать карьеру – всю жизнь крутить баранку не собирается. Однако проваливает экзамен, выбрасывает книги и тетрадки и с криком «Не хочу быть умным!» – возвращается в привычную жизнь.

Но тут вмешивается Его Величество Случай – то есть инструмент, которым Распорядитель нашей жизни корректирует Судьбу. Ну а режиссёр картины – развивает сюжет.

Во время одной поездки наши герои вызволяют из неприятностей девушку… Которая оказывается дочерью большого начальника из Министерства транспорта республики (его играет Леонид Броневой). Конечно же, Назара тут же принимают в институт, а вот и свадебка…

К слову, главные женские роли в фильме играют Елена Цыплакова и Елена Проклова…

Если бы я просто пересказывал сюжет, то и пошёл бы дальше. Но меня интересуют поворотные пункты сюжета. Очень интересен разговор родителей той девушки, когда они решают – по сути! – судьбу и дочери, и Назара. Суть разговора: можно ли отдать дочь за простого шофёра?.. Вывод: можно, если заняться его судьбой.

Нет-нет, разговор вполне хороший, без номенклатурной снобистики, без меркантильного подсчёта, кто сколько денег вложит в благосостояние будущей семьи… Просто мама с папой обсуждают будущее дочери, препарируют отношения молодых… Подобные разговоры происходят сплошь и рядом, когда дочка собирается замуж, в то время как есть и другие кандидаты на её руку, сердце и папино положение в номенклатуре – и кого предпочесть…

Очень такой показательный разговор.

И буквально с момента свадьбы Назар понимает, что любовь – любовью, а только попал он в среду, где чувства отодвигаются на второй план, заслоняются необходимостью решать деловые и меркантильные вопросы.

Бесподобно снято возвращение Ташкента со свадьбы. Он едет через город одного с ним имени. Он счастлив счастьем друга – он слегка хмельной, он красиво заигрывает со встречными девушками, он с кем-то танцует на остановке… Но при этом он одинок. Понятно, что тут некоторый пафос – по жизни у него есть и девушка, и надёжные друзья, но тут показано, что друга он лишился.

И вот их встреча через некоторое время. Весь в белом Назар на 24-й «волге» встречает Ташкента, который едет на своём стареньком грузовичке, на который его вернули после увольнения пробивного друга…

Ах да!.. В течение всего сюжета, что мы видим, Ташкент колесит на велосипеде. А в завершающих кадрах он усаживается на мопед.

И вот ведь задумываешься… Два друга, два хороших по сути своей парня. Казалось бы: одному из них повезло, и он сразу скакнул по социальной лестнице через несколько ступенек. А второй так и остался на изначальной площадке…

А вот думаешь: кому из них всё же повезло больше?..

Понятно, это кино. Тем более, советское кино, снятое для советского зрителя. Понятно, что сегодня этот сюжет снимали бы совершенно по другой схеме. Однако ж вспоминается именно тот – и думается о нём.

…Хороший фильм, право, хороший.