ПЕРВЫЙ ЖЕНИХ КСЕНИИ ГОДУНОВОЙ:

НИЩЕБРОД БАСТАРД ГУСТАВ

(Отрывок из романа «Кривоустовы»)

Счастье без ума, что дырявая сума: где найдёшь, там и сгубишь.

Русская поговорка

…Судьба, которая привела принца Густава в этот небольшой приволжский городок Углич, – дама своевольная. Даже с неким чувством юмора, правда, довольно своеобразным. Сейчас, в данный момент, она, похоже,  развлекалась: манила принца то королевской, то царской короной, а сама, похоже, ещё не решила, как поступить дальше с этим непутёвым соискателем монаршей мантии, обивавшим пороги своих более удачливых коллег.

Впрочем, настолько нелепо упустить удачу, которая сама просилась в руки – как ещё умудриться-то!..

Густаву Эрикссону Ваза ко времени описываемых событий исполнилось 34 года. Он принадлежал к одной из знатнейших фамилий европейских монархов. Как в любой многочисленной семье, имелось в этом клане, как говорится, всякой твари по паре. Среди монархов из династии Ваза, в основном сильных, встречались и люди, по своим качествам не слишком пригодные для трона. В то же время среди тех Ваза, которых судьба короной обделила, обязательно находились желавшие свергнуть кого-нибудь, пусть и своих родичей, и самим усесться на трон. В общем, повторюсь, как в любом уважающем себя державном семействе.

Эрикссон – это по-шведски, а по-русски Эрикович. Отец Густава Эрик XIV монархом оказался откровенно слабым – и это самая щадящая характеристика, которую ему можно дать.  Достаточно сказать, что позднее, уже лишённый трона, он окончательно тронулся рассудком. Последней каплей, переполнившей чашу терпения подданных, стал брак короля Эрика с трактирной служанкой Кариной Мансдоттер. История знает случаи, когда монархи сочетались узами брака со служанками и прачками, а то и с откровенными шлюхами – но для этого нужно быть сильными монархами, сильным и сумасбродства прощаются! Эрик к таковым не принадлежал. Густав родился в январе 1568 года, в июле его родители сочетались узами брака, а уже в сентябре родной брат Юхан сверг короля и сам воссел на престол.

Юхан понимал, что Эрик ему не соперник, потому не стал пятнать себя братоубийством и попросту заточил вчерашнего короля в замок. Когда Густаву исполнилось пять лет, его вместе с матерью отлучили от отца и отправили в Финляндию, где держали под арестом в замке Або, на берегу Ботнического залива. А ещё спустя два года Юхан решил, что подрастающий племянник начинает становиться для него опасным. С формальной точки зрения прав на престол  Густав не имел никаких – рождён вне брака, да к тому же от сумасшедшего свергнутого монарха. Однако Юхан, сам мастер интриги, понимал, что эти препятствия ничего не значат, если найдутся силы, которые пожелают его, Юхана, поменять на другого короля. Потому и решил избавиться от входившего в опасный возраст племянника.

Король Юхан отправил Густава в Польшу, к свояку, королю Генриху.

Шансов на то, чтобы уцелеть, у него имелось не так много. Известно, что один из сопровождавших принца получил распоряжение подростка где-нибудь по пути утопить. Однако в этой задумке что-то не сложилось, и Густав благополучно прибыл в Польшу. Где его определили в колледж иезуитов. Напрочь лишённый средств к существованию, Густав проживал в абсолютной нищете, зарабатывая на жизнь работой конюха. Воспитываясь у иезуитов, он сменил веру и перешёл из протестантизма в католицизм, что сделало его и без того призрачные шансы на возвращение шведского престола ещё более нереальными.

Несколько поправилось положение принца-изгоя после того, как он исхитрился тайно встретиться со своей сестрой Сигрит, которая состояла в свите следующего польского короля Сигизмунда III Ваза, сына его дяди Юхана и его, соответственно, кузена. Добросердечная сестра пожалела брата, снабдила его деньгами, благодаря чему Густав смог уехать из постылой Польши в Германию. Здесь он пользовался покровительством императора Рудольфа II.

Следует в нескольких словах сказать, каким к тому времени стал бастард-изгой Густав. Худощавый, красивый юноша, хорошо образованный, увлечённый алхимией, обаятельный, приятный собеседник, знавший несколько европейских языков, и при этом напрочь забывший родной шведский. В полной степени познав нищету и нужду, он оставался простым и не слишком-то искушённым в людских  взаимоотношениях человеком. Похоже, что амбиций особых в это время у него не осталось.

В Германии Густав сошёлся с женой хозяина гостиницы, в которой проживал, с Бритой Перссон Карт. В общем, всё, как у отца-матери… У них родилось четверо детей. Чтобы имелось на что жить, принц занялся торговлей…

Так бы и перешла эта закрученная в дебюте история в вялотекущий эндшпиль, если бы не родившаяся в голове Бориса Годунова идея, в результате которой жизнь Густава взвихрилась в стремительном миттельшпиле.

Выше уже шла речь о том, что Борис Годунов нередко и во многом старался подражать Ивану Грозному. Ладно, чуть подкорректируем это несколько уничижительное утверждение: заимствовал его идеи. Одной из таких идей стал план создания в Ливонии вассального королевства с марионеточным правительством. На ревельский трон Иоанн Васильевич планировал посадить принца Магнуса Ольденбургского. Причём, чтобы прочнее пристегнуть его к своей колеснице, выдал за него замуж свою двоюродную племянницу княжну Марию Старицкую (уготовив ей тем самым трагичную судьбу). Кстати, всё тот же Иван Грозный предпринял попытку освободить из заточения отца Густава, Эрика, чтобы восстановить его на троне и обзавестись тем самым скандинавским союзником.

Задумка не удалась. Однако идея-то сама по себе представлялась вполне перспективной! И Борис Годунов решил взять её на вооружение.

.

Роман «Кривоустовы»: https://starodymov.ru/?cat=674

Борис Годунов: https://starodymov.ru/?p=39428

Ксения Годунову: https://starodymov.ru/?p=38586

Углич: https://starodymov.ru/?p=37512

Сигизмунд III: http://starodymov.ru/?p=39072

Рудольф II: http://starodymov.ru/?p=39521

Иван Грозный: http://starodymov.ru/?p=39052

Принц Магнус: http://starodymov.ru/?p=34726

Мария Старицкая:  http://starodymov.ru/?p=19003