Месть на войне
Начало: https://starodymov.ru/?p=40635
Предыдущий раздел: https://starodymov.ru/?p=40677
Вообще тема мести в «Зульфагаре» отчетлива. И Аргун устраивает кровавую месть Ибрагиму и его тейпу за нарушение законов шариата.
Зульфагар специализируется на ликвидации русских «управляющих операцией», роман начинается с эпизода, когда Зульфагар отдает приказ ликвидировать «три коробки» – машины, в которых едут русские, в том числе и генералы. Исполнители этой операции попадают под прицел русских, те летят на вертолете к месту трагедии, чтобы взять чеченцев живыми в плен и выяснить, кто же им сдал информацию о колонне русских военных. «Федералы» подозревают, что в их рядах имеется соглядатай.
Вертолет приземляется рядом с местом трагедии. «Федералы» делают отчаянную попытку взять в плен чеченцев. Возле расстрелянной колонны с генералами от пули чеченского снайпера гибнет русский офицер по имени Михаил, и за Мишку начинает мстить его друг, он хочет понять, кто именно отправил чеченцев на это задание. Он узнает позывной, Зульфагар. Но кто этот самый Зульфагар?
Линия «федералов» – это линия мести за убитого товарища. Костя Калюжный ищет того, кто убил его друга. По логике, они должны встретиться. Но этого не произошло в «Зульфагаре». Николай задумывал вторую книгу. Вероятно, там и была бы схватка Калюжный-Зульфагар. Но продолжение так и не увидело свет.
Как ни странно, но у читателя отношение к чеченцам формируется не за счет того, как они ведут себя с русскими, вернее, не только за беспредел с русскими. Это вызывает отторжение. Скорее отторжение вызывает нарушение общечеловеческой морали. Цинизм и предательство своих же. Устранение ближайших же исполнителей, готовность отправить на смерть ближайшего помощника, способность шагать по трупам, двигаясь вверх по карьерной лестнице…
Это можно дополнить сценами убийств и насилия. Но, как убежден Николай Стародымов, нет людей абсолютно святых и абсолютно грешных. Чеченцы жестоки и темны, но и у них есть свои правила. Тейповые законы делают их несвободными от морали полностью. За изнасилование чеченки Малики, убийство ее дяди – военного инвалида – бандит-чеченец Ибрагим сам приговорен тейпом к смерти. Это конечно выглядит как криминал. Видеокассета, зафиксировавшая преступления Ибрагима, с комментариями ФСБшников передана Аргуну, лидеру чеченцев. И Аргун отдает приказ о ликвидации бандита Ибрагима, хотя понимает, что теперь тот тейп, к которому принадлежит Ибрагим, объявит кровную месть и ему лично Аргуну и всему его тейпу.
Зло оказывается наказуемо. Но это очень своеобразное наказание. Месть.
Так в чём смысл?..
В этой войне 1994 года есть определенные смыслы и у чеченцев, и у русских. И все же есть и третий пласт. «Бандиты» – это не чеченцы. А кто? Международный терроризм, агенты влияния Запада – об этом Николай умалчивает. А зря, ведь обращение к геополитике не помешало бы.
Книга подполковника Стародымова, работавшего в горячих точках в качестве журналиста, стоит особняком в военной современной прозе – она с открытым финалом, на последних страницах мы узнаем, что Зульфагара решают отправить на диверсионные работы за пределы Чечни. Но эти страницы истории не раскрыты.
Стародымов работает в сложном жанре, сочетая документалистику и художественный стиль. Герои – обобщены и типизированные. Сюжет – сочетает элементы как вымысла, так и документальных историй, которые Николаю стали известны во время его командировок.
Книги Стародымова – это попытка «подняться над схваткой» и панорамно показать картину войны, со стороны всех ее участников.
В любой книге, убежден Стародымов, будь она о войне или о чем-то другом, главное – это ответ о человечности, и о душе человека. Война трансформирует душу, коверкает саму человеческую суть, делая людей животными, марионетками политиков, которые сами в войне не участвуют, кстати. Война разрушает мирную жизнь, семьи, судьбы, села и города. Убивает друзей, отбирает мужей у женщин, и отцов у детей.
После прочтения «Зульфагара» не возникает героических, патриотических чувств, как в классике – от Толстого и войны с Наполеоном до прозы о войне с Гитлером. Другой материал и другие герои. Другая геополитика. Но главная суть войн не меняется – передел мира за сферы влияния и ресурсы.
Но возникает чувство ненависти. К самой войне. Неприятия войны. Поэтому «Зульфагар» – это особая книга, о войне, которая заставляет нас стремиться к миру.
К записи "Анна ГАГАНОВА: СОВРЕМЕННАЯ ВОЕННАЯ ПРОЗА. Завершение" пока нет комментариев