«Зульфагар» – это роман о поиске смысла в войне.
Начало: http://starodymov.ru/?p=40635
Предыдущий раздел: http://starodymov.ru/?p=40661
Для разных героев романа – смысл этот разный. Но ни для кого она не будет просто жестокой и бессмысленной.
К «Зульфагару» Стародымов пришел не сразу.
Вначале был Афганистан и Афганский дневник.
Это – документалистика. Это нонфикшн. Это поиск правды и попытка рассказать правду за рамками газетной цензуры.
Здесь налицо традиции Ремарка – «На Западном фронте – без перемен».
Дневник персонажа, который попал на войну «по приказу».
Но увидел в этой войне «уникальный жизненный опыт» и «уникальность событий», – так начинается фиксация событий в дневнике. События ведут сюжет. События и топика – на первом месте. Собственно, это дневниково-повествовательная структура, в центре которой рассказчик. Ценность «Афганского дневника» – документальность.
Если в «Военном летчике» Экзюпери ищет смысл в бессмысленности войны, то и в «Афганском дневнике» автор тоже пытается понять смысл того, что надо лезть под пули на чужой территории. Но также он и ищет правду. Оказывается, дело не только в войне. Россия, а точнее Советский Союз пыталась сделать жизнь Афганистана цивилизованней.
Проблематика «Афганского дневника» совпадает в чем-то с «Зульфагаром».
Случайность, фатум – вот слова, звучащие часто. Это о пулях. О гибели товарищей и о собственных рисках Вопрос: во имя чего?
Следующие произведения Николая Стародымава связаны с его профессией.
«Я пришел убить хорвата» или «Братишка, оставь покурить» – это о Югославии. О ее последних днях как государстве. Перед тем как ее раскололи на серию государств. И вновь помогла журналистика – подняться над схваткой и через призму отдельно взятого добровольца показать большую политику.
Николай – историк. А война – это политика иными средствами. А политика – это история настоящего.
Зульфагар
Зульфагар – имя означающее меч. (араб) Символ кары.
Зульфагар, – это диверсант, он выполняет приказы не задумываясь, есть же законы шариата и джихада.
Но есть и политика. Кому выгодна независимость Чечни и независимость ли это или международный терроризм? Это борьба с Чечней или с Россией? Вот скрытые смыслы «Зульфагара». Сегодня они актуальны. Без комментариев.
«Зульфагар» – это хроника Чеченской кампании на разных уровнях, на разных пластах. Это и русские летчики, работающие на Мигах, и спецназ и генералы, которые как (кто бы мог подумать) воюют сами и посылают на смерть своих сынов (факты!) Жесткая субординация, приказы.
В «Зульфагаре» есть картины Чечни, есть эпизод коридоров Лубянки, есть сцены в ущельях и аулах, есть сами военные, и есть жены офицеров. Есть чеченцы и их священный джихад. Описана субординация. Есть эпизоды предательства своими же своих, есть и сцены, когда командир заведомо на смерть посылает группу или ликвидирует своего потенциального конкурента. И не возникает никогда ощущения, что все это придумано, напротив, в деталях, до мельчайших подробностях описаны и военные инструменты и привычки военных, (вплоть до деталей, какой веник лучше в армейской бане, почему берцы на босу ногу нельзя надевать, где лежит ранец с парашютом в вертолете, как менять рожок у Калаша, и как именно раскрывается парашют), вполне достоверна их лексика, тип общения между людьми.
Сюжет во многом кинематографичен. Планы Чеченских воинственных горцев и русских воинов, «федералов» последовательно сменяют друг друга. Противостояние борющейся за «независимость» (едва не сказала незалежность) Чечни (правда, про международных терроризм и иностранных наемников у автора не говорится), региона, уверенного, что им «нефть поможет жить независимо от России» (и на флаге Чечни нефтяная вышка вытеснила прежний символ – волчицу из народного эпоса).
Противостоят идее Чечни «отделения от России по национальному признаку» линия «федералов».
Есть ощущение «профессиональной пирамиды», вершина которой осталась скрыта от читательских глаз. Кто-то отдает приказы, но кто? Армия – равно как и чеченские воины – вписаны в жесткую субординацию. Вершина скрыта от их глаз.
Линия Зульфагара – это линия молодого чеченца (увы, Стародымов не дает внешнего описательного зрительного портрета своим персонажам, и это недостаток текста), который работает в жесткой связке с Аргуном, а это уже военный номер один. Выше него – местный министр обороны.
К записи "Анна ГАГАНОВА: СОВРЕМЕННАЯ ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Ч.-5: Роман “Зульфагар”" пока нет комментариев