Как боевая биография?.. Насыщенная?.. А ей ещё конца-края не видать!..

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=40541

Между прочим, в какой-то момент в отношение Ивана Паскевича сложилась несколько курьёзная ситуация. В наградной системе России кончились ордена, которые следовало бы вручать Паскевичу – дважды (и более) Героев ещё не придумали. И тогда в ход пошли алмазные знаки к уже имеющимся орденам, украшенные алмазами маршальский жезл и шпаги, подарочные табакерки, перстни и портреты государя в алмазах, и даже трофейные пушки и знамёна, имения и денежные выплаты… Ещё и потомственный титул Светлейшего князя с полагающимися при этом почестями как лицу августейших кровей… Даже город в его честь переименовали, вместе с выстроенной в нём крепостью.

Но не станем забегать вперёд паровоза, о котором в России на тот период ещё не слыхали.

…В 1830 году вспыхнуло очередное Польское восстание. И само по себе восстание, и его размах стали полной неожиданностью для российских властей, и в первую очередь для государева наместника в крае – великого князя Константина Павловича.

На подавление выступления сепаратистов отправилась армия, которую вёл другой любимец Николая Павловича – генерал-фельдмаршал Иван Дибич. Иван Иванович самонадеянно обещал лихо разделаться с повстанцами, однако война совершенно неожиданно для всех затягивалась, да так, что это вызвало неудовольствие государя… Неведомо, какое решение принял бы в этой ситуации царь, однако в мае 1831 года Дибич умер от холеры. Чтобы его заменить, Николай Павлович и вызвал с Кавказа Паскевича, который к тому времени уже показал, как умеет усмирять вольницу.

Что Иван Фёдорович и продемонстрировал. Приняв армию в июне, в июле он заблокировал основные силы повстанцев, предложил им капитуляцию; и, получив отказ, навалился на неприятеля, что позволило ему уже в августе рапортовать государю: «Варшава у Ваших ног»!.. В качестве курьера для данной реляции опытный царедворец командировал штаб-ротмистра Александра Суворова – внука нашего прославленного воителя.

Между прочим, именно кампания по подавлению Польского восстания стала последней в военной биографии нашего знаменитого поэта-гусара-партизана, к тому времени генерал-лейтенанта Дениса Давыдова. Они с Паскевичем до того встречались и в 1812 году, и на Кавказе…

После одержанной победы Паскевич остался в Варшаве в должности наместника. На всякий случай напомню, что его предшественником на этом посту был великий князь Константин Павлович, тот самый, который стал косвенной причиной восстания декабристов.

И вновь наш юбиляр показывает, насколько разносторонне даровит. Он показывает себя неплохим администратором, и вообще способность работать самостоятельно, управляя немалой и беспокойной территорией. Не забывая об интересах империи, он делает всё, чтобы Польша стала лояльной метрополии и при этом процветающей российской провинцией…

А тут подошёл 1848 год – год, потрясший всю Европу.

К личности Николая I можно и должно относиться по-разному. Но вот за то, что он уберёг Россию от революционных вихрей, вызывает искреннее к нему уважение. А вот то, что он решил помочь справиться с этой напастью соседу – австрийскому императору, к результатам привело не слишком для него благоприятным.

Впрочем, об этом говорить ещё рано.

Итак, в 1848 года на территории Австрийской империи вспыхнуло восстание, известное как Венгерское. Австрийскую империю не случайно называли лоскутной – в её границах оказалось зажато множество самых разнородных племён, зачастую не слишком дружелюбно друг к другу расположенных… Соответственно, восстание вполне могло послужить детонатором для всеобщего освободительного движения тех же славянских народов…

Франц-Иосиф с мольбой о помощи примчался в Варшаву, где встретился с Николаем Павловичем. И на подавление мадьярского выступления в конце июня того же 1848 года двинулись русские войска, общее командование над которыми поручалось, опять же, Паскевичу. Напутствие царя оказалось лаконичным: «Не щади каналий!»… О и не щадил.

В августе Паскевич доложил своему государю уже по апробированной формуле: «Венгрия у Ваших ног!»…

В том походе русская армия понесла колоссальные потери. Но в первую очередь не от картечи неприятеля, а в результате очередной эпидемии, обрушившейся на наш экспедиционный корпус.

.

Польское восстание 1830 года: https://starodymov.ru/?p=33611

Революционный 1848 года: https://starodymov.ru/?p=26430

Немного об эпидемиях: https://starodymov.ru/?p=39856

Константин Павлович: https://starodymov.ru/?p=37783

Денис Давыдов: https://starodymov.ru/?p=19927