«В ОДНОМ РЯДУ
С АВИАЦИОННЫМ, АРТИЛЛЕРИЙСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ»…
2 февраля 1942 года было принято Постановление ГКО
«О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний
в стране и Красной Армии»
О требованиях, которые предусматривало данное Постановление, я расскажу ниже. А пока только отмечу, что некоторые положения его совершенно неожиданно обрели актуальность в наше время, когда после опубликования документа, о котором идёт речь, минуло уже восемь десятилетий.
Это может показаться странным, однако потребность в принятии этого жёсткого Постановления возникла в результате наступления нашей армии под Москвой. Закономерность подтверждалась и впоследствии – опасность эпидемической заболеваемости в армии резко возрастала именно в периоды масштабного наступления. Дело в том, что отступающие представители «высшей расы» нередко оставляли после себя такое наследство, как море вшей, тиф, распространителями которого являются эти паразиты, другую заразу.
Приведённое утверждение – отнюдь не «красная пропаганда», это объективный факт!
В секретном приказе по 9-й армии вермахта (командующий на тот момент – генерал-полковник Адольф Штраус) (группа армий «Центр») отмечалось, что «количество заболевших сыпным тифом почти достигло количества раненых».
Советский офицер-артиллерист С. Засухин в своих воспоминаниях рассказывал о случае, когда подразделение переночевало в оставшихся после гитлеровцев блиндажах, а потом «каждый из нас ощутил на себе весь ужас наличия бесчисленных тварей на теле». Бельё промораживали, прожаривали над кострами, но совладать с напастью так и не смогли. И только когда привезли новое бельё, всё старое сожгли, личный состав пропарился в уцелевшей бане в ближайшем селе «и потом вспоминали пережитое как страшный сон».
Другой пример. Когда началось наступление Красной армии под Сталинградом, перед советскими войсками, впервые с начала войны освободившими столь значительную часть территории страны, возникла совершенно неожиданная проблема. Армию захлестнула волна болезни, которую остряки окрестили ТТ – «триппер трофейный». Проживавшие здесь женщины щедро делились со своими освободителями этим импортным приобретением; следует подчеркнуть, что до войны в Советском Союзе этой заразы почти не знали. Особенно болезнь оказалась распространена в районах, где дислоцировались венгерские и румынские части. Пришлось принимать меры, как лечебные, так и профилактические. В частности, в Действующую армию начали поступать известные резиновые «изделия №2».
Так что нечего, господа историографы, объяснять поражение Германии в Великой Отечественной войне наличием в рядах Красной армии «генералов Мороз и Бездорожье». Гитлеровцы также применяли против наших наступающих войск доступное им «секретное оружие».
Но это случилось позже. Равно как и научный подвиг Зинаиды Ермольевой, о которой я непременно расскажу отдельно.
А пока – февраль 1942 года. Главным требованием, которое ставило упомянутое Постановление, являлось не допустить распространение какой бы то ни было заразы из освобождённых районов в тыл. Следует отметить, что задача была выполнена. Несмотря на все трудности, на голод, в армии и в стране в целом за годы войны не зафиксировано ни одной значительной вспышки массовых заболеваний.
Заслуживает внимания такой факт. Среди советских военнослужащих, которые попали в плен и содержались в гитлеровских лагерях, также свирепствовали педикулёз и его неизбежный спутник – тиф. В аналогичных лагерях для немецких пленных, которые находились на территории Советского Союза, массовых эпидемий удалось избежать. Достаточно взглянуть на официальные данные. Смертность среди пленных составляла: в гитлеровских лагерях умерли трое из пяти (всего за колючей проволокой по официальным данным оказались 5 млн. советских граждан), в то время как из немцев не дожил до освобождения только один из троих (пленных насчитывалось 3,5 млн.). Отметим, что эти данные взяты из немецких источников, а потому нельзя исключать, что они подкорректированы в выгодную для них сторону.
Вклад военных медиков в Великую Победу высоко оценил «всероссийский староста» Калинин. Вручая звезду Героя Социалистического Труда генерал-полковнику медицинской службы Николаю Бурденко, Михаил Иванович сказал, что «медицинское обслуживание нашей Красной армии стоит в одном ряду с авиационным, артиллерийским обслуживанием».
…Об истории мы в абсолютном большинстве случаев судим по случившимся событиям. Между тем, предотвращённая беда – тоже результат чьей-то деятельности; только она, эта деятельность, в большинстве случаев остаётся незамеченной, а то и неоценённой.
Ну а теперь вернёмся к самому Постановлению. Текст его имеется в интернете, и прочитать его может каждый интересующийся. Потому я приведу только несколько пунктов, которые из дня сегодняшнего видятся заслуживающими внимания.
Вот они.
Отремонтировать, обеспечить топливом и перевести на круглосуточный режим работы все бани страны; в населённых пунктах, где их нет, а также при каждом промышленном предприятии – построить хотя бы «примитивную» (так в документе). Все их обеспечить мылом (выпуск которого предписывалось резко увеличить) и дезинсекторами.
До 20 февраля обеспечить страну необходимым количеством прачечных и обеспечить их бесперебойную работу.
Принять меры к ликвидации перенаселённости городов путём распределения людей в сельскую местность.
Организовать систематическую профилактическую дезинфекцию мест общественного пользования.
Довести коечную сеть, в первую очередь в инфекционных отделениях, до двух коек на тысячу человек населения. (Так в документе).
На всех крупных транспортных узлах обеспечить санитарные кордоны по проверке пассажиров и проведения необходимых профилактических мер против возможного распространения эпидемий. И вообще увеличить количество «дезотрядов» (так в документе). А также в 15-дневный срок перераспределить медицинские кадры соответствующего профиля в зависимости от сложившейся обстановки – эпидемиологической и концентрации людей.
А дальше – дословная цитата: «Обеспечить поголовную иммунизацию против острых желудочно-кишечных заболеваний в наиболее населённых пунктах, а также поголовную иммунизацию призывных контингентов населения…»
Ещё одна дословная цитата: «Обеспечить своевременную диагностику и быструю госпитализацию инфекционных больных: создать при районных здравотделах и эпидстанциях подвижные эпидотряды…»
Приведённые меры касались страны, тыловой её части. Однако заслуживают внимания и пункты, относившиеся непосредственно к Действующей армии.
Постановление предусматривало создание двухсот полевых прачечных отрядов, на что выделялось 27 тысяч пайков (включая обеспечение питанием вольнонаёмных).
За неисполнение предусматривалась ответственность – какая именно, не уточнялось, однако словосочетание «по законам военного времени» читалось между строк.
Ответственным за весь комплекс мероприятий назначался Георгий Митерев – народный комиссар здравоохранения на протяжении всей войны. Проделал огромный объём работы. В 1947 году его сняли с поста министра как «не справившегося с обязанностями» – благо, обошлось только выволочной…
От СНК контроль за выполнением Постановления возлагался на секретарей – Алексея Косыгина и Розу Землячку (да-да, ту самую: Залкинд, она же Берлин, она же Самойлова).
Повторю в завершение: Постановление требования в структуре здравоохранения предъявляло жёсткие требования, и они возымели действие – несмотря на тяжелейшие испытания и острую нехватку средств, страну удалось уберечь от массовых эпидемиологических заболеваний.
.
Контрнаступление Красной армии под Москвой: http://starodymov.ru/?p=39602
Контрнаступление под Сталинградом: http://starodymov.ru/?p=26120
Зинаида Ермольева: http://starodymov.ru/?p=32576
Роза Землячка: http://starodymov.ru/?p=31814
К записи "Великая Отечественная. Не допустили эпидемий!" пока нет комментариев