Откровенно говоря, не просто редко я получаю подобные комментарии, а вообще за дюжину лет жизни сайта – всего-то раз третий, наверное.

Прислала мне его Галина Михайловна Дёмич. И спасибо ей за то.

Речь идёт о моих воспоминаниях о прекрасном фильме «Первый курьер». Я написал – и написал… А вот что получил, какой прекрасный отклик.

См.: http://starodymov.ru/?p=35742

Привожу отклик в копированном виде. А в конце – несколько своих комментариев.

.

Спасибо Вам, Николай Александрович, за «Первого курьера»!

В главного героя этого фильма я была по уши влюблена в 13 лет, а сейчас, 55 лет спустя, можно сказать, переживаю рецидив своей подростковой любви. Нашла фильм в Сети, пересматриваю его снова и снова, и в той же Сети ищу всё, что относится к «Первому курьеру». Вот так «по следам» и пришла на Ваш личный сайт с заметками об этом фильме, а если Вы помнили о нём и в 2017, и 2020 году, то, наверное, помните и сейчас. И так захотелось поговорить о своём «предмете» с человеком, который помнит. Вот и пишу этот комментарий. Если же он не ко времени и не к месту, то Вы, я надеюсь, меня извините.

«Удивительно, но никто из моих нынешних собеседников не помнит фильм «Первый курьер», а я в детстве смотрел его несколько раз, и с большим удовольствием. Мы даже в школе его обсуждали с одноклассниками».

Я его смотрела много раз, всё время, пока он шёл в кинотеатре маленького городка моего детства и юности, и знала наизусть. Только вот обсуждать фильм мне было не с кем, хотя я подружек на него таскала, но ни одну из них он не «зацепил». И теперешние мои друзья и подружки этого фильма не помнят. Почему? Наверное, потому, что не всем дано понять…

«И сразу подчеркну, что не идеологическая сторона меня привлекала – она как раз меня не особо трогала…»

А в фильме идеологическая сторона не выпячивается абсолютно. Никто из героев «за советскую власть» не агитирует, громких лозунгов не произносит. Люди просто делают дело, которому служат и которое считают правым. Это, кстати, относится как к борцам с самодержавием, так и к тем, кто охраняет священные устои.

«…Мне очень нравилось обаяние главного героя…»

Так в обаянии главного героя всё и дело. Если Вы, мальчик, поддались его обаянию, то я, романтическая «книжная» девочка, просто не могла в него не влюбиться по уши.

«…его умение красиво выходить из безвыходных, казалось бы, ситуаций. Именно красиво – без эффектного мордобоя и беготни по крышам…»

Ну, беготни по крышам там действительно нет, а вот прыжок главного героя из-под крыши беседки на присевшего у коробки-приманки шпика, на время «вырубивший» последнего и последующая погоня «очухавшегося» шпика за ГГ по улицам Одессы сначала бегом, а потом на извозчике, имеют место быть.

«Некоторые фразы из картины до сих пор входят в мой личный лексикон».

И в мой. Да там весь фильм на цитаты разобрать можно.

«…Вообще эта картина о том, как в царскую Россию доставляли газету «Искра». Занимался этим тот самый курьер, который упоминается в названии. Имени его не помню, помню только, что он болгарин по национальности, и говорил с приятным акцентом…»

«Искру» из Варны в Одессу возил Иван Загубанский, болгарский подданный 24-х лет. Такой человек действительно существовал, о нём сохранились воспоминания. Сыграл его в фильме болгарский актёр Стефан Данаилов, которому во время съёмок тоже было 24. А тембр голоса и прелесть звучания русского языка с мягким болгарским акцентом делают главного героя ещё более обаятельным.

“Ему противостояли агенты «охранки», один так себе – остальные вообще ограниченные. Что тут скажешь?.. Время съёмок фильма такое, что иного и быть не могло – картина, наверное, конца 60-х, не позже”.

Господь с Вами, Николай Александрович, это подполковник-то Критский в исполнении Евгения Леонова «один так себе»? Это только на первый взгляд он мешковатый и недалёкий добродушный «дядюшка», сыплющий обращениями «голубчик», «дружок», потягивая из чайного стакана дешёвое вино. А на самом деле это умный, проницательный и жестокий страж порядка («за пять минут и без всяких фокусов» делает из выслеженного шпиками и арестованного «борца с самодержавием», позёра и ревнивца Арсения Докумыги (его играет Владимир Рецептер) предателя, выдавшего главного героя охранке; сопоставив донесения агентов, вычисляет болгарского руководителя поставки газеты; а потерпев поражение в словесных дуэлях с арестованным главным героем, безжалостно отдаёт его в руки ротмистра фон Гесберга, непроходимого дурака, имеющего «свою (кулачную) методу» борьбы с нарушителями законов священной монархии, которого блистательно сыграл Валентин Гафт. «Первый курьер» снимался в 1967 году к 50-летию Октября, поэтому достойно удивления уже то, что фильм с таким остроумным и «идейно недовыдержанным» сюжетом (сценарист Константин Исаев) вообще выпустили в прокат в юбилейный год. Куда, интересно, смотрела цензура?

«Курьер при выполнении задачи показывает чудеса изобретательности».

А играющий его актёр тонко и ненавязчиво показывает, какая у этого простого болгарского парня артистическая, романтическая и благородная натура.

“Скажем, помог он как-то одесскому вору Мише Барончику (конечно, даже на слух слышится параллель с Мишей Япончиком)”.

Здесь именно эта параллель, только в фильме одесского вора зовут не Миша, а Яша Барончик (играет его 25-летний Николай Губенко). И главный герой ему не просто помог, а жизнь спас. Вот как об этом рассказывает сам Яша: «Он был у нас в Одессе … и тогда он нашёл меня на Бугаёвке. Я лежал… фараоны мне сделали три сквозняка в фигуре. Так он, понятия не имея, кто я, взял меня на холку и тарабанил три версты».

“И вот первый афоризм. Только произносить его следует с голосовыми модуляциями, которые традиционно приписываются одесскому говору… – Миша всегда помнит, кто ему сделал радость, и кто ему сделал гадость!..”

Это надо произносить ещё и с бокалом «такого вина, которого мир не видел» в руке. В фильме этот афоризм звучит так: «Яша помнит, кто ему сделал гадость… (чокается с главным героем) и помнит, кто ему сделал радость.

“Когда в фильме тот самый Миша со своими уркаганами охраняет доставку газеты… Там вообще сцена такая колоритная…”

Да уж! Ночь, подпольщики перекладывают газеты из гусиных клеток в мешки, сами гуси (их довольно много) с гоготанием бегут по переулку, а Яша разгоняет их тросточкой: «Киш! Нам не нужна демонстрация на улице. Тоже мне, забастовщики!» Тут-то к ним и подбегает молодой рабочий: «Кто такие? Зачем пришли?» Витя (телохранитель Яши) спрашивает: «Дать ему, Барончик?» А Яша ему: «Боже упаси! Считай, что это глухонемой, лицо экстерриториальное».

Ну а потом, наблюдая за работающими:

- Чтоб я так жил!.. Люди находят в этом удовольствие!.. Если бы не важные дела, я бы и сам бросил всё и пошёл в революцию…

В фильме так: «Чтоб я так жил, эти люди получают удовольствие!.. Клянусь здоровьем покойного дедушки, если б не серьёзные дела – я бы кинулся в революцию». А когда подпольщики уходят, унося мешки с газетами, а гуси остаются, Витя спрашивает: «Ну, что Вы скажете, Барончик?» И Яша отвечает: «Я скажу Вам, Витя, что эти гуси не должны умереть на чужих столах!»

А в сцене на корабле главный герой напоил старой монастырской ракийкой помощника капитана, которого ротмистр фон Гесберг (возвращающийся на том же корабле в Одессу после того, как руководитель канала поставки газеты начистил ему лицо) заставил осмотреть багаж «красивого молодчика в котелке», с которым свёл знакомство, а потом заподозрил. Курьер застал помощника капитана в своей каюте роющимся в чемодане с одеждой. И… предложил ему попробовать эту самую ракийку, которая была у него в другом чемодане. Помощник капитана, сгорая от стыда, говорит: «Как же так? С одной стороны, Вы можете быть на меня в претензии, а с другой стороны… вот!» А в ответ: «Бросьте Вы и с одной стороны… и с другой стороны. Смотрите с третьей – вот так, через стакан!»

Через некоторое время ротмистр, тщетно дожидаясь Курьера в буфете, слышит доносящееся из каютного отделения разухабистое пение. Помощник капитана выводит: «Я в доме у вас не нарушу покоя, скромней не сыскать никого из полка…», а Курьер ему подтягивает. А потом сам запевает очень приятным баритоном болгарскую песню, которой вторит помощник.

Ещё несколько моих любимых цитат из фильма.

«Я вас очень люблю и уважаю, Николай Карлович…и донос, который вы на меня написали в Санкт-Петербург, читал с удовольствием. Честное слово, с истинным удовольствием» (Критский Гесбергу в начале фильма)

«Ну, проходите в помещение, если Вы интересуетесь поговорить со мной, а не со всей Молдаванкой. Вы видите эти носы? Это самые длинные носы на этой улице!» Тётя Нюся (Галина Волчек) главному герою в сцене на Молдаванке.

«Чего это Вы стоите так, будто Марат или Робеспьер какой? У нас, знаете ли, всё попросту, гильотины нету» (Критский арестованному Докумыге)

«Некоторые считают, что между благородством и его благородием тоже нет разницы. Но она, к сожалению, есть» (руководитель канала поставки газеты фон Гесбергу)

«Господин начальник, это дешёвое!..» (Курьер Критскому на первом допросе. Виртуозно играя роль торгующего спиртными напитками коммерсанта, он берёт со стола «чайный» стакан Критского, нюхает и…)

И эта сцена на втором допросе, когда Критский отдаёт Курьера ротмистру, чтобы тот применил «свою методу», а Курьер бьёт первым.

“Почему ж мне так в память въелся этот фильм -”

Да потому что фильм сделан не просто талантливо, а очень талантливо. И в нём целое созвездие актёров и актрис самого высокого класса, несмотря на то, что все они там ещё молодые. Сейчас почти никого из них уже нет на свете. Только Жанна Болотова, которая играла искровку Конкордию, жива.

“…и больше никому?..”

А вот тут Вы не правы. Оказывается, очень многие помнят этот фильм. Вот, например:
https://zen.yandex.ru/media/id/5fdb5ab503a5a139c06bd7cc/zabytoe-kino-sssr-film-pervyi-kurer-sssr-bolgariia-kinoprokat-1968-goda-6053518e53791e021be35e38

На сайте https://www.kino-teatr.ru есть много отзывов в рубрике фильма «Первый курьер» и в рубрике играющего в нём главную роль актёра – Стефана Данаилова.

Здесь фильм https://www.youtube.com/watch?v=0otSOei6bU0 – увы, качество оставляет желать, всё-таки 55 лет прошло. Кто бы восстановил?

.

Я писал свою публикацию по воспоминаниям, не пересматривая фильм. И потому допустил некоторые неточности. За что приношу кинематографу и Галине Михайловне своим извинения. И спасибо за уточнения!..

А помните ещё: «Почему ребёнок не кричит?.. Он что, умер?»…

.

Мои мысли о причинах Октябрьской революции: http://starodymov.ru/?p=31268

Об «охранке»: http://starodymov.ru/?p=39001

Евгений Леонов: http://starodymov.ru/?p=24077

Валентин Гафт: http://starodymov.ru/?p=36019

Галина Волчек: http://starodymov.ru/?p=31989

Миша Япончик: http://starodymov.ru/?p=24880

Жанна Болотова: http://starodymov.ru/?p=38971