140 лет назад в России впервые за политическое преступление казнена женщина
Речь идет о террористке Софье Перовской, которая лично руководила подготовкой к убийству царя Александра II Освободителя, оборвавшего жизнь самодержца 1(13) марта 1881 года.
Родословная Перовской восходит к Алексею Кирилловичу Разумовскому. Её отец некоторое время служил губернатором Петербурга, входил в Совет Министерства внутренних дел. Сколько отец пытался вытащить её из революционного окружения – ан не удалось…
Казалось бы: зачем тебе революция?.. Ан вот потянуло же красну-девицу зачем-то в ряды сотрясателей государственных устоев, да к тому же в самую крайнюю его ветвь, в терроризм.
Она окончила женские курсы, затем получила диплом народного учителя, выучилась на фельдшера. Состояла в кружке «чайковцев», была знакома с Петром Кропоткиным… Её арестовывали, несколько месяцев провела в Петропавловской крепости, её ссылали в Олонецкий край… А она освобождалась из-под суда, выходила на свободу, сбегала из-под стражи – и вновь отчаянно погружалась в революционную борьбу.
Софья Львовна трижды участвовала в подготовке к покушениям на Александра II. И в конце концов именно взмах её платка стал сигналом Игнатию Гриневицкому бросать бомбу…
Как говорится, эту бы энергию – да в мирных целях!..
…Вообще, когда знакомишься с историей революционного движения в России, диву даёшься! Конечно, я не претендую на некие глобальные обобщения, на вычисления процентного соотношения представителей классов и социальных групп в рядах бунтарей – думаю, что и нет таких сведённых статистических данных – и только констатирую факт: сколько же здесь подвизалось выходцев из высшего дворянства! Сколько вкусивших эмансипации девчушек решило, что цель их бытия – не давать жизнь своим детям, а убивать других!..
Для того, чтобы сознательно совершать преступление против человечности, нужно обладать каким-то извращённым складом ума, чтобы душа обладала какими-то качествами, непонятными нормальному человеку… А уж чтобы совершить теракт – тем паче!..
Между тем, сколько ж их вливалось в ряды боевых организаций во второй половине XIX – начале XX столетий!.. Выходцы из привилегированных слоёв российского общества сознательно шли на смерть – убивая, убивая, убивая, и нередко умирая…
Российское официальное правосудие традиционно к преступникам прекрасного пола относилось более лояльно. И вот в какой-то момент гуманистическое отношение к женщине привело его, правосудие, к обратному результату.
Начнём с того, что Веру Засулич, которая в январе 1878 года тяжело ранила петербургского градоначальника Фёдора Трепова, суд оправдал. Что и говорить, Трепов вроде как сам виноват, отдав незаконное распоряжение о порке студента!.. Однако под этим предлогом оправдывать покушение на убийство?!. Между тем, случилось именно так.
Вот и получилось: присяжные, пожалев одну преступницу, дали зелёный свет разгулу общероссийскому терроризма.
Воодушевлённые безнаказанностью (значит – можно!) народовольцы вздыбили подлинную волну убийств царских чиновников. В стране развернулась вакханалия «народовольческого» террора. Апофеозом его на тот момент стало убийство императора Александра Николаевича.
Среди «первомартовцев», приговорённых к казни, значились две женщины – Софья Перовская и Геся Гельфман. Но Геся оказалась беременной (самое время бунтовать!), поэтому на эшафоте 15 апреля 1881 года оказалась одна Софья.
Знаю, что не все разделяют мою точку зрения, но считаю, что террористам пощады и снисхождения быть не должно. Женщина?.. Вот в этом вопросе – никакого разделения по гендерному признаку!.. Сама знала, на что шла!
Следует подчеркнуть, что дальнейшую участь Гельфман навряд ли можно считать более мягкой. Только её умирание продлилось значительно дольше.
В приговоре значилось, что она приговорена к смертной казни, однако ей даётся отсрочка до рождения ребенка. Отец ребёнка, народоволец Николай Саблин застрелился при аресте. Когда девочка родилась, матери объявили, что казнь террористке заменена на вечную каторгу. При этом ребёнка у неё отобрали и определили, судя по всему, в Воспитательный дом, под другой фамилией. После этого Гельфман ничто на земле не удерживало – она умерла в тюрьме.
Между прочим, государственным обвинителем на суде выступал друг детства Софьи Перовской.
.
Убийство Александра II: http://starodymov.ru/?p=36877
Софья Перовская: http://starodymov.ru/?p=27348
Немного о женщинах-террористках России: http://starodymov.ru/?p=409
Вера Засулич: http://starodymov.ru/?p=30074
Воспитательный дом: http://starodymov.ru/?p=125
К записи "Око – за око" пока нет комментариев