4.
…В училище, позднее в институте им. Терезии Ольденбургской воспитывались девушки из небогатых родов – дворянских и не только. Выпускницы учебного заведения получали подготовку, которая, с одной стороны, позволяла им самим зарабатывать на жизнь педагогической деятельностью или какой иной, пользовавшейся уважением в обществе; а с другой, такую барышню не зазорно было взять в жёны и и+ному аристократу. Диплом института в значительной степени словно как нивелировал разницу в классовом происхождении его обладательниц. То есть девушек готовили к реальной жизни в обществе, сформировавшемся в России в ту пору.
Конечно, это не Смольный, но имя принцев Ольденбургских на дипломе значило немало.
В точках зрения о происхождении уже упомянутой Галины Павловны Поповой её потомки во мнениях расходятся: имела ли она дворянское происхождение, или всё же мещанское. Что тут скажешь?.. Во времена оны это имело немалое значение, для нас же – не столь существенное. Мне доводилось встречаться с современными потомками дворянских фамилий (или декларирующих себя потомками знатных фамилий), чаще всего их попытки пыжиться вызывают неловкость.
Куда важнее другое. До конца дней своих Галина Павловна производила впечатление на окружающих своей грацией и осанкой. Младших родственниц она неизменно напутствовала, чтобы они берегли фигуру и умели красиво держать себя. В самые тяжкие годы после Гражданской войны она умело вела хозяйство, о чём я ещё расскажу при случае.
На мой взгляд, это убедительно свидетельствует о том, что образование институт давал достойное; да и жизни реальной учил.
…Когда я просматривал списки воспитанниц института, обратил внимание на фамилию Лейкина. И вспомнил о писателей Николае Лейкине – у него, правда, насколько официально известно, детей не было, так что это скорее всего просто совпадение, или дальняя родня.
Так вот, в самом известном произведении Николая Александровича, «Наши за границей», речь идёт о состоятельной купеческой паре, которая отправилась путешествовать на Парижскую выставку. Вспомнил же я эту книгу в связи с тем, что автор постоянно обыгрывает факт, что героиня романа окончила некий пансион… Казалось бы, обычная купчиха – вспомним портреты представительниц этого сословия, которые оставили нам художники-современники!.. Между тем, героиня упомянутого романа оказалась неплохо, хотя и несколько односторонне образованной дамой – немного говорила по-французски, чуточку по-немецки, читала книги, посещала театр… Подчеркну: купчиха!.. И окончила какой-то провинциальный (!) пансион. А вот поди ж ты: никак не вписывается в наше традиционное представление о культурном уровне жены дореволюционного торговца.
А тут – институт, пусть и не привилегированный. А образование какое, комплексное гармоничное развитие!..
Откровенно говоря, я не принадлежу к нашим современникам, которые воздыхают о царских временах. Однако кое-то из системы образования той поры не мешало бы и перенять.
Но это уже тема для отдельного разговора.
.
Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=39979
Современные дворяне: http://starodymov.ru/?p=33695
Николай Лейкин: http://starodymov.ru/?p=39433
О ностальгии по царским временам: http://starodymov.ru/?p=28448
К записи "Институт Терезии Ольденбургской: практический результат деятельности" пока нет комментариев