3.

Благородные деяния принца Петра Ольденбургского всемерно поддерживала и жена, Терезия Нассауская. Хотя и описывали её современники как «ядовитую» и «недобрую», но, право, мало можно привести в истории примеров людей, оставивших после себя столько полезных и добрых начинаний.

Об одном из них и пойдёт речь ниже.

Выше я оговорился, что среди отечественной знати немало подвизалось благотворителей, которые открывали какие-то богоугодные учреждения. Например, палату при больнице на десять коек. Да ещё для содержания их проводили аукционы. И жеманно вздыхали на раутах, отпивая коллекционное шампанское, насколько они трепетно относятся к затеянному… И все вокруг восхищённо рукоплескали томно смущённой своей добротой патронессе…

Но вот «недобрая» Терезия Нассауская-Ольденбургская… Она из своих личных средств («туалетных», то есть предназначенных на дамские безделки) накопила сумму, необходимую на открытие училища для девочек из семей, которые не могли определить их в более престижные пансионаты. Случилось это в 1841 году. Училище, впоследствии получившее статус педагогического института, давало образование девушкам, многие из которых отправлялись в качестве домашних учителей в города и веси империи. Понятно, что речи о некоем обязательном распределении для выпускниц не шло; однако диплом, полученный в институте, которому по смерти Терезии присвоили её имя, котировался, и провинция с удовольствием принимала его выпускниц. Девушки обретали возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь профессией, которая пользовалась уважением в обществе.

Оцените сделанное этой женщиной!

Специально под институт возвели, а впоследствии перестроили специальное здание – на углу Большого и Каменноостровского проспектов. В его стенах слушательницы изучали целый ряд дисциплин: математика, грамматика, география, история, физика, химия, иностранные языки, остальные науки, необходимые для того, чтобы обучать детей, находившимся на домашнем обучении в провинции. Будущие учительницы рисовали, вышивали, музицировали, посещали театр, выставки, концерты… Кроме того, девочкам преподавали педагогику, дидактику, читали курс лекций об особенностях домашнего обучения, о взаимоотношениях с нанимателями – основы практической психологии, говоря иными словами. По всей видимости, в программу входил и Закон Божий, только я в источниках не увидел этот предмет; право, не думаю, что в женском образовательном учреждении могли его проигнорировать.

Лично принц Ольденбургский настоял, чтобы в программу включили гимнастику. Ну и конечно, танцы – что ж за девушка без этого умения!..

Ну что, думаете, на этом программа обучения исчерпывалась?.. Как бы не так!.. Девочек обучали азам ведения домашнего хозяйства, из них готовили будущих жён и матерей.

И это ещё не всё!.. Со временем при институте построили лазарет (нынче в этом здании располагается библиотека им. Пушкина), в котором девушки получали навыки в оказании первой медицинской помощи пострадавшим… С началом Первой мировой войны многие воспитанницы института стали медсёстрами.

В интернете имеются фотографии, которые запечатлели мгновения жизни воспитанниц: как они дежурят по столовой, как пеленают младенцев, как учатся накладывать повязки, как занимаются гимнастикой (забавно так – в глухих тёмных платьях до пят)…

.

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=39976