ПАДЕНИЕ СОЮЗА
С приходом на пост Генерального секретаря ЦК КПСС, а затем Президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва в работе советской прокуратуры начался новый этап деятельности.
Глава государства выступал с новыми и новыми инициативами, вводил в оборот новые определения, и Прокуратуре приходилось на эти новации своевременно реагировать. Между тем, инициативы главы государства не отличались, во-первых, последовательностью, а во-вторых, зачастую вступали в противоречие с действовавшим на тот момент законодательством. Соответственно, это ставило Генеральную прокуратуру и её подразделения в сложное положение, что также не способствовало стабилизации положения в стране.
Перестройка и ускорение, антиалкогольная кампания, гласность, госприёмка… Экономические и политические реформы… Всё требовало осмысления, правовой оценки и законотворческого оформления.
Начались волнения на националистической почве – сначала в отдельных регионах Советского Союза, а затем они начали охватывать всё большие территории. В ряде случаев для наведения порядка приходилось всё чаще применять войска…
Впрочем, очень скоро стало ясно, что речь идёт не о «наведении порядка» на отдельных территориях. Государственный аппарат всё больше утрачивал контроль за ситуацией, способность управлять ею.
Показательно, что Генеральный прокурор СССР Александр Михайлович Рекунков, занявший этот пост ещё в период правления Брежнева и успешно переживший все колебания «линии партии», поначалу привычно поддерживал инициативы и реформы Михаила Горбачёва. Однако затем ему пришлось подать в отставку.
Его на посту Генпрокурора сменил Александр Яковлевич Сухарев, который в этом ранге прослужил всего два года. В своих выступлениях он не раз признавал, что органы Прокуратуры оказались не готовы к новым вызовам времени. В общем-то в этом нет ничего удивительного: обрушившаяся на страну волна экстремизма и национализма застала врасплох весь государственный аппарат в целом, убаюканный им же взлелеянным мифом о формировании «новой исторической общностью людей – советский народ». Местечковый национализм оказался сильнее глобального советского интернационального воспитания.
Верховный совет СССР 4 августа 1989 года принял Постановление «О решительном усилении борьбы с преступностью»… Однако данный документ так и остался пустой декларацией – для его реализации государство уже не имело реальных рычагов.
После отставки Сухарева пост Генерального прокурора СССР 27 декабря 1990 года занял Николай Семёнович Трубин. По его воспоминаниям за весь период его годичного пребывания на посту не было ни дня, чтобы в стране ни происходило какое-то ЧП. Ему приходилось принимать участие во множестве заседаний, посещать различные мероприятия, и всё это отнимало много времени от исполнения непосредственных служебных обязанностей.
Между тем, именно в бытность на посту Николая Семёновича произошло знаковое событие для отечественной прокуратуры.
Трубин провёл Всесоюзное совещание прокурорских работников, на которое приехал и выступил Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв. Ранее подобное случилось только в январе 1955 года, когда на подобном совещании выступил Никита Сергеевич Хрущёв, да и то на тот момент ещё не сосредоточивший в своих руках всей полноты государственной власти.
Важным для прокурорских работников стало решение Кабинета министров от 25 июня 1991 года «Об улучшении материального обеспечения работников органов прокуратуры». В документе, в частности, вводилась выплата процентных надбавок за выслугу лет.
Кроме того, вводилась Присяга работника прокуратуры.
А вскоре состоялось выступление ГКЧП, после которого Советский Союз оказался обречённым. Соответственно, после Беловежских соглашений все союзные государственные структуры автоматически прекратили своё существование.
В том числе и Генеральная прокуратура СССР.
.
Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=39869
Михаил Горбачёв и его новации: http://starodymov.ru/?p=36793
Национализм: http://starodymov.ru/?p=33078
О совещании Прокуратуры, в котором участвовал Хрущёв: http://starodymov.ru/?p=39839
Беловежье и его последствия: http://starodymov.ru/?p=39280
К записи "К столетию Советской прокуратуры. Страна разрушалась – Генпрокуроры пассивно созерцали" пока нет комментариев