5.
Начало: http://starodymov.ru/?p=39608
Предыдущий раздел: http://starodymov.ru/?p=39617
Ну а дальнейшие события мы знаем.
Наполеон начал переправу через Неман; на русском берегу прозвучали первые выстрелы – об этом сообщил командир лейб-казачьего полка генерал Василий Орлов-Денисов. В соответствии с замыслом министра началось отступление Русской армии вглубь родной страны; всё, что не успевали вывези, подлежало уничтожению – вступал в силу принцип «выжженной земли».
По этой причине разгорелся конфликт между Барклаем и Багратионом. Разговор о взаимоотношениях этих полководцев получился бы слишком пространным, хотя реально занимает в биографии нашего юбиляра слишком незначительное место, чтобы заострять на нём внимание. Между прочим, считается, что Наполеон, начиная войну с Россией, при определении направления главного удара принимал во внимание взаимную неприязнь двух командующих русскими армиями, надеясь, что это обстоятельство поможет разгромить их порознь. На мой взгляд, тут французский гений перехитрил сам себя: оказавшись между двумя параллельно отступавшими русскими армиями, он вогнал себя в патовую ситуацию – попытайся он дать сражение одной из них, поворачивался бы тылом к другой.
В конце концов, армии соединятся, и с общим командованием как-то вопрос утрясётся. Однако русская армия по-прежнему отступала, пусть и огрызаясь, оставляя врагу свою территорию. Привыкшая на протяжении XVIII столетия к победам Россия негодовала.
Недовольство происходящим вскипело во всех слоях общества настолько горячее, что государю Александру Павловичу пришлось пойти на кадровые перемещения: вместо любезного ему Барклая назначить главнокомандующим Кутузова, которого не особо жаловал. Отмечу мимоходом, что немаловажную роль в таком решении сыграл светлейший князь Пётр Лопухин, возглавлявший на тот момент Комитет охранения общественной безопасности, т.е. хорошо знавший ситуацию в стране. При Бородино Михаил Богданович командовал центром и правым флангом боевых порядков; очевидцы утверждают, что перед сражением подчинённые войска отказались его приветствовать… На поле брани он искал смерти… В Филях вполне закономерно ратовал за оставление столицы.
…В конце концов, генералу Барклаю-де-Толли пришлось покинуть Действующую армию. Кутузов, доведя до предрешённого завершения изначальный план того же Барклая, все лавры победителя оставил себе; в победных реляциях периода изгнания Наполеона из пределов России имя Михаила Богдановича не встречается. Он в этот период находился в отпуске.
Когда русские войска добивали остатки «Великой армии», один из самых даровитых отечественных военачальников занимался тем, что писал мемуары – пытался доказать обществу (и истории), что именно его стратегический замысел привёл к общей победе. Государь весьма благосклонно принимал эти записки, однако публиковать их до поры запретил – приходилось ориентироваться на общественное мнение; общеизвестно, что Александр всегда стремился всем нравиться.
Генерал от инфантерии Барклай-де-Толли вернулся в Действующую армию только в начале 1813 года, когда Русская армия начала свой освободительный Заграничный поход. Вскоре после смерти Кутузова он возглавил объединённую русско-прусскую армию; одержал несколько громких побед. С которой и завершил поход в Париже. Затем сопровождал Александра в его поездке в Лондон. По итогам войны удостоен звания генерал-фельдмаршала.
6.
…Если бы вдруг случилось так, что мне довелось снимать фильм о жизни и судьбе Михаила Богдановича Барклая-де Толли, я бы начал его со дня высочайшего триумфа нашего героя, который пришёлся на 10 сентября 1815 года.
В этот день недавно произведённый в чин генерал-фельдмаршала полный кавалер высшего военного ордена Св. Георгия Барклай-де-Толли проводил парад русской армии в парижском предместье Вертю. Перед собравшимися на торжество европейскими монархами и главнокомандующими едва не всех европейских армий, перед собравшимися многими тысячами зрителей, Михаил Богданович провёл полтораста тысяч русских гвардейцев при почти тысяче орудий. Император Александр произвёл его в княжеское достоинство, лично сочинив подданному девиз «Верность и терпение». Барклай в этот день удостоен высших военных наград ряда государств: Швеции, Саксонии, Нидерландов, Великобритании, побеждённой Франции… И многопушечный салют победителей и победителям!..
Это ли ни счастье для полководца!..
А потом следовало триумфальное возвращение в Россию. В декабре состоялся торжественный приём у государя с выставленным почётным караулом… Император обязал всех присутствовавших в столице генералов и старших офицеров лично представиться парижскому триумфатору; требование распространялось даже на Аракчеева!..
Теперь уже никто из придворных не смел не выразить восторг и восхищение победителем Наполеона. Сановный люд соревновался в изъявлении любви к государеву фавориту.
…Жить триумфатору оставалось всего ничего – он ушёл из жизни 26 мая 1818 года.
За это время он успел подготовить документ, в котором обобщил накопленный боевой опыт для будущих войн, предвосхитив изменения в самом принципе построения войск на поле брани. Он же выступил с протестом против создания военных поселений. А также предлагал выслуживших срок ветеранов определять в вольные хлебопашцы и наделять их землёй (напомню, что эту практику уже вводила Анна Иоанновна).
…Так получилось, что умер Михаил Богданович на территории Пруссии (близ нынешнего Черняховска). Прусский король Фридрих Вильгельм III выделил почётный эскорт, который сопроводил тело усопшего героя до границы с Россией, где его встретил эскорт, которым командовал генерал-адъютант Иван Дибич.
Ну а завершу я эти свои заметки банальностью: жизнь человека намного богаче и многообразнее, чем самый подробный рассказ о ней.
Не сомневаюсь, что данные заметки о судьбе Михаила Богдановича Барклая-де-Толли показывают, что я отношусь к памяти об этом человеке с уважением. И всё же не могу не отметить факт, который считаю очень важным. Остаюсь при своём мнении: отступление, даже оставление столицы в результате поражения своей армии возможно; но заранее, до начала войны считать это нормальным манёвром – как-то не мой путь. Позиция Багратиона, считавшего, что генеральному сражению следовало состояться под Смоленском, мне ближе и понятнее.
Без этой завершающей реплики публикация оставалась бы незавершённой.
.
Зачем приходил Наполеон: http://starodymov.ru/?p=3841
Ростопчин о конфликте генералов: http://starodymov.ru/?p=25582
Век золотой Екатерины: http://starodymov.ru/?p=34857
Судьба ветеранов в те времена: http://starodymov.ru/?p=142
Иван Дибич: http://starodymov.ru/?p=37359
К записи "Михаил Богданович Барклай-де-Толли. Ч.-4. Судьба полководца: Триумф-падение-триумф…" пока нет комментариев