29 ноября 1941 года: две казни, две посмертные судьбы

О том, что против России ведётся оголтелая и беспринципная идеологическая война, это факт. По поводу причин, почему это происходит, я уже пытался рассуждать, и у меня имеются свои мысли по этому поводу. Однако при этом я признаю, что приходится оперировать только видимыми фактами; что касается глубинных процессов явления, могу только догадываться, додумывать, умозрительно и глубокомысленно делать предположения…

Так вот, примеров того, как антирусские, антироссийские силы делают всё, чтобы наша молодёжь напрочь лишилась гордости за подвиги своих предков, можно приводить множество. Наши идейные недруги искажают подвиги, извращают поступки людей, выставляют на осмеяние их лучшие и благородные порывы, выпячивая при этом ошибки, именно на них делая упор…

В подтверждение приведённого утверждения можно привести немало примеров, много имён. К каждому из них можно относиться по-разному, только желательно бы при разборе деяний каждого стремиться к объективности, и не замарывать их без разбора протухлой идеологической субстанцией поносного цвета.

Особенно хулители славы Отечества стараются в опошливании деяний наших соотечественников советского периода. И Великая Отечественная война для них – поистине благодатная почва. Какое событие ни возьми – всё в их трактовке искажается в кривом зеркале, и с помощью идеологической лупы рассматривается фрагментарно, трактуя поступок вне общего контекста.

…О подвиге Зои Космодемьянской известно всем. Только как он сегодня выглядит в современной трактовке событий, которую предлагают «историки» т.н. демократического крыла?..

Знаете, меня сейчас переполняет желание пересказать и по пунктам опровергнуть многочисленные домыслы, нагромождённые вокруг этого события. И даже не только домыслы, а и реальные факты, которые имели место, но извращаются, перетолковываются в уродливом свете.

Но не стану… Зачем придавать дополнительный импульс маятнику, у которого и без меня слишком много импульсантов?..

Скажу другое.

Сейчас я работаю над биографией Александра Сергеевича Щербакова – государственного деятеля из окружения Сталина. В период войны он возглавлял Московскую городскую и областную партийные организации. Так вот, в материалах (не в публицистике, которую можно подавать предвзято, а именно в документах) я прочитал об удивительном феномене, который меня потряс. В осенние дни 1941 года, когда угроза падения Москвы виделась вполне реальной, в женских парикмахерских наблюдался истинный бум – нашлись наши соотечественницы, которые сочли нужным прихорашиваться: «немцы придут – а мы не причёсаны!»…

Это – задокументированный факт.

И параллельно мы читаем о том, что многие и многие сверстницы этих дамочек записывались добровольцами – на фронт, в ополчение, в истребительные батальоны… Не умеющие воевать, кое-как, наспех обученные, толком не экипированные, они отправлялись в тыл врагу, чтобы нанести ему хоть какой-то урон, чтобы хоть как-то задержать коричневую лавину, наползающую на родную столицу.

Вот в чём истинный подвиг Зои. Не в том, что она пыталась поджечь конюшню – в том, что она в суровый мороз отправилась в тыл врага, сильного, безжалостного, жестокого… И потом, схваченная, не выдала своих товарищей…

Зоя стала символом, призывом для других. Сердцем Данко, если позволено привести такое сравнение.

В прекрасном кинофильме «Живые и мёртвые» есть несколько эпизодов, которые заставили меня задуматься ещё в далёком детстве. В данный момент речь поведу о том, что Серпилин (в великолепном исполнении Анатолия Папанова) не рассказал вдове разжалованного полковника Баранова правду о её муже. Жена попеняла Серпилину за эту ложь… И у них происходит мимолётный разговор о том, что правильнее на войне: всегда говорить нелицеприятную правду, или же во имя высокой цели дозволено иной раз и солгать… Вопрос повисает многоточием… И до сей поры многие мучаются в поисках ответа на него.

На мой взгляд, в случае с Зоей вся святая правда на её стороне. Её подвиг стал символом для многих молодых людей. Если молодая девушка совершила и выдержала такое – то как я смею отсиживаться в тылу?..

Как все молодые люди моего поколения, конечно же, я читал книжку «Повесть о Зое и Шуре», которую написала мама двоих Героев Советского Союза – Любовь Тимофеевна Космодемьянская. И с тех пор любое посягательство на это имя мне видится кощунством.

Но тут есть ещё один вопрос, на который внимания обращается меньше.

В один день с Зоей в другом селе неподалёку казнили ещё одну комсомолку, Веру Волошину.

Так получилось, что они служили вместе, дружили, и вместе отправились на задание… До того Вера уже несколько раз ходила в тыл врага – для Зои это задание стало первым… И единственным…

Группа разведчиков-диверсантов попала в засаду и разделилась. Подруги оказались в разных командах. О судьбе Зои мы знаем.

А Вера, получив ранение, пыталась отстреливаться и прикрыть отход товарищей… Но попала в плен. Её тоже пытались, старались вызнать состав группы и полученное задание… А потом казнили – повесили… Местные жители рассказывали, что раздетая и избитая девушка с трудом поднялась в кузове грузовика и крикнула сельчанам, что Красная армия всё равно победит. И запела Интернационал… Опять же, местные жители рассказывали, что водитель грузовика, немец, никак не решался ехать – не желал стать палачом; и отпустил сцепление только после того, как офицер пригрозил ему «парабеллумом»…

…Как много зависит для человека от случайности!.. Даже в смерти…

Так получилось, что о подвиге Зои Космодемьянской корреспондент  Пётр Лидов рассказал в газете «Правда», и она посмертно удостоена звания Герой Советского Союза. Вера Волошина ещё долгие годы числилась пропавшей без вести. Только уже после войны журналист Георгий Фролов рассказал о её жуткой гибели. И девушку посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.

И вот ещё какое совпадение судеб. Брат Зои Александр и жених Веры Юрий Двужильный погибли позднее на фронте и оба стали Героями Советского Союза посмертно…

Вот о чём хотел я сказать в траурный день восьмидесятилетия казни двух простых советских девушек, которые в самые тяжёлые и страшные дни войны добровольцами пошли на фронт.

.

Предыдущая публикация о событиях ноября 1941 года: http://starodymov.ru/?p=39277

Александр Щербаков: http://starodymov.ru/?p=39178

Сердце Данко: http://starodymov.ru/?p=26584

«Живые и Мёртвые»: http://starodymov.ru/?p=31152

Об искажении истории: http://starodymov.ru/?p=22692

О посмертной памяти: http://starodymov.ru/?p=37908