6 ноября 1731 года – родился Александр Круз (Крюйс),

в будущем русский адмирал.

В XVIII столетии в Российском флоте служило немало славных флотоводцев. И скорее всего я бы на юбилей неизвестного мне Александра Круза не обратил внимания, однако с ним во время Хиосского сражения произошёл случай, который несомненно заслуживает упоминания.

Линейный корабль «Евстафий Плакида», которым командовал Круз, сошёлся в абордажной схватке с турецким флагманским судном. От вспыхнувшего пожара оба корабля взорвались, и многие моряки оказались в воде; в их числе – и капитан российского линкора. Среди пылающих обломков кораблей и с шипением падавших в воду раскалённых пуль и ядер сновали спасательные шлюпки, подбирая уцелевших… Подбирали всех подряд – и своих, и чужих моряков…

Так вот. Когда Круз вцепился в борт оказавшейся рядом шлюпки, его кто-то ударил веслом по голове и попытался утопить. Как оказалось, подчинённые ненавидели датчанина за излишне жёсткую требовательность, усугубляемую слабым знанием русского языка.

По преданию, только один спасатель вступился за тонувшего офицера и уговорил товарищей поступить по-христиански.

Можно как угодно относиться к этому факту, но предание утверждает, что после пережитого Круз и в самом деле пересмотрел своё отношение к «нижним чинам», и со временем завоевал их уважение и даже любовь.

Вот за этот исторический анекдот я и зацепился… А потом как посмотрел биографию флотоводца – а он-то оказался ох насколько заслуженным и достойным уважения и памяти человеком! Уже два Георгия и звезда Андрея Первозванного, заслуженная отнюдь не на придворном паркете, об этом свидетельствуют. И я решил всё же рассказать об Александре Ивановиче более развёрнуто.

Итак, в 1723 году в Россию прибыл служить датский морской офицер по фамилии Круз (или Крюйс). Вот у него-то в семье и родился наш юбиляр.

Несмотря на то, что Александр с младенчества проживал в России, однако русским языком владел плохо, особенно в молодости, и потому его даже не хотели принимать на службу – как матросами-то командовать!.. Потом всё же приняли, после стажировки в Англии и благодаря хлопотам покровительствовавшего ему российского адмирала шотландского происхождения Джеймса Кеннеди. Несколько лет юный офицер служил на Балтике, принимал участие в нескольких боевых операциях; при осаде Кольберга получил ранение…

Ну а затем он оказался на одном из судов, отправившихся вкруг Европы в Архипелагскую экспедицию. Вот где сформировался его флотоводческий талант… Да и описанная история, едва ни стоившая ему жизни, также случилась в ходе той же экспедиции. За которую он, к слову, получил Георгия 4-й степени – турецкого флагмана ведь потопили, да в абордажной схватке!..

После Чесменского сражения он пережил новое испытание. Линкор, которым командовал Круз, попал в шторм и корабль выбросило на греческий берег. Это только в ура-патриотической литературе все греки поголовно приветствовали русских освободителей и массово вливались в ряды ополчения!.. В реальности же – всяко случалось…

В данном случае местные жители попытались напасть на корабль и поживиться его добром – для них подобные истории являлись обычной статьёй обогащения; как говорится, ничего личного, просто бизнес. Капитан корабля и его команда действовали решительно: береговых стервятников отогнали пальбой, погрузили всё необходимое на шлюпки и отплыли в открытое море… А корабль подожгли – чтобы мародёрам не достался… После некоторых приключений русские моряки без потерь вернулись к эскадре.

Дальнейшая служба капитана 1 ранга Круза некоторое время проходила на Балтике. Именно Александр Иванович командовал торжественным отрядом кораблей, который в 1773 году привёз в Россию принцессу Вильгельмину – в крещении Наталью Алексеевну, первую жену цесаревича Павла Петровича.

Не рассыпаясь на частности, отмечу только, что на протяжении последующих лет Александр Круз – в постоянных походах: то в Северном море, то в Азовском, то в Чёрном, то опять на Балтике…

…Звёздным годом для Александра Круза стал 1790-й. В тот год он возглавил эскадру, совершившую подвиг, не позволив более сильному по всем показателям шведскому флоту прорваться к Кронштадту и далее к Петербургу.

Перед выходом в тот поход императрица Екатерина лично напутствовала адмирала, просила не допустить врага… На своём ломанном русском Круз заверил государыню, что враг сумеет пройти к Петербургу разве что по щепкам разбитых кораблей…Слово своё он сдержал – врага не пропустил.

Сражение состоялось на траверзе форта Красная горка, что на южном берегу Финского залива. Шведским флотом командовал отнюдь не бесталанный адмирал герцог Карл Сёдерманландский… Морская битва длилась 16 часов, и в конце концов скандинавы ретировались.

Наградой для русского адмирала стали орден Александра Невского и лично от государыни – золотая табакерка с алмазами и надписью «Громами отражая гром, он спас Петровы град и дом».

Затем – Выборгское морское сражение, Георгий 2-й степени и золотая шпага с бриллиантами и надписью «За храбрость». Поход к берегам Франции и Англии под командованием адмирала Петра Чичагова. Чин адмирала. И последний боевой поход в 1798 году – крейсирование по Балтийскому морю… К этому времени Александр Иванович мучился болезнью ног, да так, что его на борт поднимали специальными приспособлениями…

И отставка – заслуженная и почётная. Нечастый случай: Павел редко жаловал тех, к кому благоволила его матушка – а тут именно то исключение. Орден Андрея Первозванного – свидетельство тому.

Александр Иванович Круз ушёл из жизни в 1799 году. И упокоился в Кронштадте на лютеранском кладбище. На памятнике на его могиле – та самая надпись, что и на табакерке, полученной из рук великой императрицы.

Да и то – есть ведь чем гордиться! Град Петров отстоять!..

.

Архипелагская экспедиция: http://starodymov.ru/?p=33909

Об отношении греческих повстанцев к русским морякам: http://starodymov.ru/?p=33702

Цесаревна Наталья Алексеевна: http://starodymov.ru/?p=21929

Сражение у форта Красная горка: http://starodymov.ru/?p=33619

Император Павел Петрович: http://starodymov.ru/?p=36849