20 октября 1861 года – родился Авраам-Арон Геккельман,

известный как Аркадий Гартинг, а также как Абрам Ландезен.

1.

Когда встречаешься с биографиями людей, подобных тому, о котором пойдёт речь в предлагаемой вашему вниманию публикации, лично я испытываю противоречивые чувства. Казалось бы: человек, о котором пойдёт речь, действовал, если говорить объективно и отрешиться от эмоций, во благо Отечества, защищал Государство, боролся с Терроризмом на этапе, когда тот ещё не стал всеобщей угрозой, т.е. пребывал в зародышевом состоянии…

Ан вот почему-то испытываешь по отношению к нему и ему подобным брезгливость.

…Геккельман-Гартинг-Ландезен в период своей деятельности на благо Отечества проявил далеко не самые благородные качества… И в результате дослужился до генеральского чина, занимал в правоохранительной системе Российской империи высокие посты, имел статус Почётного гражданина… Оно вроде как справедливо: государство просто обязано привечать людей, которые действуют ему во благо, пусть даже и методами, по меньшей мере, сомнительными. Но с другой стороны, возвышение человека с низкими моральными устоями, на мой взгляд, навряд ли можно признать положительным явлением для общества. Гниль – она и есть гниль, она не может быть элитной; карьера, сделанная нечистоплотными методами не может (не должна) вызывать уважения.

Что в начале ХХ столетия, что на закате Советского Союза, что нынче – именно непорядочные люди, оказавшиеся во властных структурах, разъедают скрепы государства, его устои, подтачивают его будущее… В конце концов, попросту служат для подчинённых и молодёжи примером того, что последовательно и поступенечно по служебной лестнице подниматься вовсе необязательно – можно вскарабкаться сразу повыше с дурно пахнущего «чёрного входа».

Впрочем, сразу оговорюсь, что сказанное – это моё личное мнение, и я признаю, что кто-то может считать иначе.

Но вернёмся от отвлечённых размышлизмов к конкретным фактам биографии нашего юбиляра.

…В общем-то, к «еврейскому вопросу» и «черте оседлости» Российской империи каждый вправе относиться по-своему. (К слову, в текущем году введению Черты постоянной еврейской оседлости исполняется 230 лет). Однако закон физики о взаимосвязи действия и отдачи от него проявляется не только в неживой природе, но и в социальной сфере. Проявления государственной юдофобии в дореволюционной России абсолютно закономерно способствовали тому, что именно еврейская диаспора активно пополняла ряды наиболее активных борцов с царизмом.

Не стал исключением и сын купца 2-й гильдии Авраам Геккельман – студент Санкт-петербургского Горного института. В 1883 году его арестовали на участие в организации «Народная воля». Причём, арестовали почти тотчас по вступлении – он ещё вообще ничего сделать не успел на революционном поприще. Право, этот факт навевает на предположение, что у охранного отделения в организации имелся осведомитель, который своевременно подсказал руководству, что на неофита следует обратить внимание.

Вспомним фильм «Статский советник». А именно тот его эпизод, в котором герой Никиты Михалкова вербует агента, которому тут же присваивает кличку Гвидон. Классика!.. Немного попугал, немного унизил, а потом поиграл на самолюбии, абстрактными мазками набросав красивую перспективу…

(Надо же!.. Написал было привычное «радужную перспективу», однако в свете нынешних реалий с упоминанием спектрального разложения света теперь приходится проявлять осторожность).

Вполне уместно предположить, что примерно по аналогичной схеме выстроил разговор с Геккельманом инспектор Петербургского охранного отделения жандармский подполковник Георгий Судейкин – известная в истории отечественных спецслужб личность (вскоре убит народовольцами). И выбор: либо арест и в лучшем случае ссылка, или работаешь на государство.

Геккельман выбор сделал, по всей видимости, легко – впредь он работал не за страх, не за совесть, а именно за обещанную перспективу. Еврейский юноша с неопределённым будущим, да ещё с подмоченной репутацией, он вдруг обретал некий государственный статус, пусть и сокрытый (как выяснилось, до поры до времени) для окружающих… Как показало будущее, они друг друга не подвели – Геккельман и Государство; первый сдавал своих, а второе в полной мере выполняло обещанное, во всяком случае, пока само не рухнуло.

Допускаю, что кого-то из читателей царапнуло словосочетание «сдавал своих»: де, разве ж теперь для него революционеры оставались «своими»?.. Соглашусь, в этом сомнении имеется некоторый резон. Только я изначально исходил из того, что в провокаторы он вышел из революционной среды, и люди, его в борьбу позвавшие, верили ему, считали именно своим.

А он их сдавал!.. Провоцировал, подставлял и сдавал.

Лично я ещё как-то с ноткой понимания, а то и уважения могу относиться к официальным агентам, которые во имя высших интересов государства внедрялись в ряды врагов – что внешних, что внутренних. Но тех, кто, сам являясь частью революционной среды, в силу тех или иных причин начинал доносить на сподвижников – таких я презираю.

Скажу больше. Я даже могу понять человека, оказавшегося в застенках, и под пытками или под угрозой пыток не выдержал и выдал соратников – слаба человеческая плоть, и не у всех дух может выдержать слабость плоти. Это осуждаемо, конечно, но понять можно.

Но того, кто превращается в профессионального оплачиваемого стукача – хоть какими аргументами объясняй, а только от гадливости к таким особям никак не избавиться.

.

Ещё о «черте оседлости»: http://starodymov.ru/?p=36775

«Народная воля»: http://starodymov.ru/?p=37175

О радужной расцветке: http://starodymov.ru/?p=38044

Сдавать своих: http://starodymov.ru/?p=33611

Александр III: http://starodymov.ru/?p=35625

Российские государи и терроризм: http://starodymov.ru/?p=36877