11 октября 1941 года – в Архангельск прибыл первый «арктический конвой» с гуманитарным грузом от союзников PQ-1.

Мне могут возразить, что первым стал конвой «Дервиш», пришедший ещё в августе. Это правильно. Но именно с 11 октября все прибывавшие конвои имели обозначение  PQ – вплоть до печально известного под №18. Последующие конвои уже имели другой буквенный индекс.

В этом первом караване следовало десять транспортов, несколько боевых кораблей охранения, а также танкер с топливом (как я понял, для обеспечения самого конвоя). Суда в основном британские, а также два панамских и одно бельгийское. Для сопровождения в советских водах конвой встретили два эсминца Северного флота.

Нападений на конвой гитлеровский флот не совершал, и потерь среди него, соответственно, не случилось.

Транспорты доставили: два десятка танков (в собранном виде) и около двух сотен истребителей (в разобранном), также каучук, медь, алюминий…

Мало?.. Конечно. Однако после летнего разгрома на фронте каждая боевая машина была на счету.

И потом, я уже писал… Собственно самолёты и танки имели для Красной армии грандиозное значение. Но сырьё, в котором остро нуждалась советская промышленность, имело значение не меньшее. И вряд ли есть такие весы, которые смогли бы оценить, как составляющая ленд-лиза оказалась весомее.

.

Конвой «Дервиш»: http://starodymov.ru/?p=38346

О поставках по ленд-лизу: http://starodymov.ru/?p=37464