БЫЛА ЛИ ВНЕЗАПНОСТЬ?.. БЫЛА!

Двадцать второго июня

Ровно в четыре часа

Нам сообщили: Киев бомбили –

Так начиналась война.

Эти незамысловатые строки известны каждому. Как и тот факт, что в ночь на 22 июня 1941 года гитлеровские войска внезапно, без объявления войны напали на нашу Родину. С этим не спорит никто.

А вот дальше начинается разночтение истории. В грандиозном провале первых недель войны современные историографы обвиняют исключительно тогдашнее руководство Советского Союза и лично Сталина. Что и говорить, в целом это правильно. Если нападение врага совершилось внезапно, если страна оказалась не готовой к отражению агрессора, в этом повинен лидер государства. Это не вызывает сомнения. Это, как говорится, по гамбургскому счету. Однако абсолютно бесспорные объективные выкладки слишком часто расходятся с историческими реалиями.

Итак, война началась внезапно. Что вменяется в вину Сталину и всему советскому руководству? (Для краткости впредь будем говорить только о Сталине). Самый расхожий тезис, что Сталин не поверил донесениям наших агентов, в частности, Зорге и «Красной капеллы». Что тут скажешь?.. В самом деле, в Москву регулярно поступали сообщения о том, что гитлеровская армия вот-вот нападёт на Советский Союз. Назывались и соответствующие даты. Война «назначалась» на разные числа мая и июня. При этом донесения разведчиков серьёзно противоречили друг другу. Винить за это агентов несправедливо – прежде всего, их возможности оказались небезграничными, а кроме того, Главное управление имперской безопасности, которое в тот период возглавлял группенфюрер СС Рейнхард Гейдрих, умело организовывало «дезу», подставив нашей разведке для вербовки своих людей.

Из потока противоречивых донесений извлечь одну-единственную истину, как показала история, наши аналитики не сумели! Но давайте взглянем на ситуацию объективно! Это сегодня мы вычленяем те сообщения, которые и в самом деле содержали правду. А сумели бы мы отделить зерно от плевел тогда?..

Вспомним великого Руставели: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».

…Мы все (или многие из нас) пережили 1991 год. Что, мы не чувствовали с 1988 года, что дело идёт к развалу страны?.. Предощущение этого события витало в воздухе. Но мы, нутром осознавая это, умом всячески противились тому, чтобы сорвать с себя шоры.

Так уж устроен человек. Даже предчувствуя надвигающуюся беду, мы продолжаем надеяться на лучшее.

Вот сегодня – разве ты, дорогой читатель, не чувствуешь в душе, что будущее России более чем тревожно, что она накануне развала, что местечковый нацизм повсеместно набирает силы, что пида… пардон, нетрадиционалы повсеместно прибирают к рукам денежные и административные корытца, что хамство и бескультурье насаждается полуграмотными чинушами?.. Что, не видим этого, не чувствуем?.. Но живём же, как жили, в надежде, а вдруг где-то что-то провернётся, и по щучьему велению всё станет хорошо: и с климатом, и с политическим окружением, и с народонаселением, и с ценами в магазинах…

Так и наши деды-бабушки… Войну предчувствовали все. От рядового колхозника до Сталина. Но никто не знал, как и когда она начнётся. Вот и продолжали жить в надежде: авось не сегодня!.. Ждать войны вообще, и оказаться в готовности встретить её нынешней ночью – суть разные вопросы.

Разведка доносила, что германская текстильная промышленность не получила команду на массовое производство зимней формы для вермахта. Значит, зимой воевать Гитлер не собирается. Июнь уже кончается, дело, как ни говори, уже к осени… Не дураки же сидят в германском Генштабе – нападать на нашу страну в преддверии надвигающейся распутицы!..

Опять же, поставки по заключённым договорённостям из Германии продолжали поступать строго по графику. Последний в этом числе поезд пересёк границу за полчаса до того, как на советскую землю упали первые бомбы – эшелон вёз оборудование для (если не ошибаюсь) авиационного завода. Ну зачем столь скрупулёзно выполнять договорённости, коль готовишься к войне?..

Как ни крути, а каждый одни и те же факты в логическую цепочку выстраивает по-своему…

И вот в ночь на 22 июня немецкий ефрейтор переплыл реку и сообщил, что сосредоточившимся близ границ гитлеровским войскам уже зачитан приказ о начале войны. Честь и хвала тому безвестному солдату! Своим поступком он спас сколько-то жизней наших земляков и косвенно способствовал тому, что его земляков погибло на сколько-то больше.

К слову, меня уже давно интересует его дальнейшая судьба… Нигде ничего о нём не нашёл…

И что же, на основании слов безвестного перебежчика объявлять по стране военное положение? Окстись, современник! Это же несерьезно!

Давайте вспомним, с чего началась Первая мировая война. Европа тогда напоминала пороховую бочку, готовую вспыхнуть от самой слабой искры. По сути, этой искрой стала объявленная в России мобилизация. Не начало боевых действий как таковых – а именно мобилизация! Сталина можно (и должно!) обвинять во многих грехах, но никак не в недостатке ума. Он прекрасно знал историю, а потому и твердил неустанно: не поддаваться на провокации!

Бесстыжий подпевала Гиммлера Резун, «скромно» присвоивший себе в качестве псевдонима фамилию великого патриота Отечества Александра Васильевича Суворова, оправдывает Гитлера тем, что фюрер нанес превентивный удар, предвосхищая нападение на Германию Красной армии. Бред полнейший. Советский Союз просто не в состоянии был в то время вести масштабную наступательную войну! Как, впрочем, и оборонительную – о том свидетельствует история, Но, как сейчас модно говорить, «пипл хавает» и верит в «превентивность»; не весь, понятно, а только та его часть, которая любит пинать свою историю.

Накануне войны в военном отношении Сталин и его сподвижники допустили ряд грандиозных ошибок. Едва ли не самая большая, на мой взгляд, заключается в том, что слишком значительные силы и средства оказались сосредоточенными вблизи западной границы. При внезапном нападении это решение оказалось роковым. Слов нет, генерал Дмитрий Павлов повинен в разгроме округа (с момента начала войны – фронта); но только в первую очередь повинно в том руководство РККА в целом! Командующий Киевским особым военным округом генерал Михаил Кирпонос на свой страх и риск в ту роковую ночь вывел войска из пунктов постоянной дислокации и тем самым сохранил их боеспособность. Но допустим, что гитлеровцы не перешли бы границу… Тогда под трибунал пошёл бы Кирпонос!

Историю легко судить задним числом, зная последствия тех или иных действий – или бездействия! Между прочим, данную фразу я адресую и себе тоже. Что и говорить, трудно удерживаться от менторских ноток при разборе сражений былых времён. Честное слово, стараюсь сохранять объективность… А получается… Получается, думаю, не всегда.

…Внезапное начало войны практически всегда ведёт к значительным потерям в стране, подвергшейся агрессии, и гарантирует успех, хотя бы на первичном этапе, вероломной стороне. Тому в истории мы, как говорится, тьму примеров слышим… Вот лишь несколько примеров того, как «проспали» войну в тот же период и другие правители.

Считается, что Вторая мировая война началась с вторжения Германии на территорию Польши 1 сентября 1939 года. Дата более чем условна – точно также можно вести её отсчет и с Абиссинии, и с Испании, и с Рурской области. Но вторжение Гитлера в Польшу стало полной неожиданностью не только для Варшавы, но и для гарантов её безопасности – Англии и Франции.

Невозможно удержаться от отступления.

«Пакт Молотова – Риббентропа» является сейчас притчей во языцех. Да правильно сделало руководство нашей страны в 1939 году, когда пошло на это соглашение! Нельзя забывать, что предательский Мюнхенский сговор состоялся раньше оболганного Пакта, и он откровенно показал, что Запад не собирается препятствовать Германии в ее движении на Восток.  Мы прирезали Белоруссии (за что она сегодня благодарна) и Украине (националисты которой о том забыли) западные области, одновременно отодвинув границу тогда единого ещё СССР на запад.

«Пакт» стал реакцией Сталина на Мюнхенский сговор, закономерным следствием его.

Но вернёмся к вопросу о внезапных нападениях.

В результате неожиданной Норвежской операции (9 апреля – 8 июня 1940 года) в сферу Германии попали Дания и Норвегия. Более того, англо-французско-польский экспедиционный корпус, участвовавший в этой кратковременной войне на стороне скандинавской страны, вынужден был капитулировать.

14 мая 1940 года Гитлер столь же внезапно напал на Голландию (пардон, Нидерланды). Для победы потребовался один налет авиации на Роттердам (командир эскадрильи майор Треттнер) – на город сбросили сколько-то бомб, погибла тысяча жителей, и страна тут же капитулировала.

Операция «Гельб» – оккупация Франции – также оказалась внезапной. На беретах защитников «линии Мажино» имелась надпись: «Они не пройдут». Они – гитлеровцы – и не ПРОшли. Они ОБОшли – через территорию соседних государств! В результате агония Франции длилась с 5 утра 10 мая по 19 часов 22 июня 1940 года. Между тем, следует особо подчеркнуть, что Германия и Франция формально пребывали в состоянии войны – пусть и «странной»; казалось бы, рассчитывать галлам, что так будет продолжаться бесконечно, неразумно.

Точно также «проспала» разведка США и печальной памяти нападение на Пёрл-Харбор. 7 декабря 1941 года 350 японских самолетов напрочь разгромили эту базу американского флота. Впрочем, как показало будущее, тем самым Токио допустило роковую для себя ошибку – не испытай такого позора, янки, не исключено, так и отсиделись бы за морями-океанами, поставляя оружие в ожидании процентов с этих поставок.

Германо-итальянские войска ничего не знали о планировавшемся нападении американцев на Сицилию, которое началось 10 июля 1943 года. Впрочем, тут ситуация более объяснима. Дело в том, что англо-американским войскам, которыми командовал генерал Гарольд Александер, помогала знаменитая сицилийская мафия, которой не нравились жёсткие порядки, установленные фашистами. В результате германским и итальянским войскам пришлось оставить остров.

А теперь пример с другой стороны. Вступление Красной армии в войну на Дальнем Востоке в августе 1945 года стало также полной неожиданностью для японской Квантунской армии. Тоже прошляпили. А уж тут-то, казалось бы… Перебросить такую военную мощь по единственной ниточке железной дороги… Сумели же ввести в заблуждение!

Внезапно нападающая сторона всегда имеет стратегическое преимущество. А вот что последует дальше – тут, как говорится, возможны разночтения. Сумеет ли нападающая сторона в полной мере использовать изначальное преимущество, или же подвергшаяся нападению сумеет оправиться и ответить ударом на удар – пожалуй, это всё же важнее.

…Осуждать задним числом правителя в том, что он чего-то недопонял и недопросчитал – дело беспроигрышное. А уж Сталина за 22 июня не пнёт только ленивый. Только постараемся оставаться реалистами – в том, что Гитлер собирается воевать с Советским Союзом, не сомневался никто. Вот только точную дату, когда именно он начнет кампанию – знали лишь несколько человек в окружении того же Гитлера. Среди них не оказалось нашего агента. А потому нападение и стало внезапным.

И тем не менее наши деды отстояли Родину, победили. Никогда не забудем мы их подвиг.

День Памяти и Скорби – священная дата россиян!

.

Предыдущая публикация о начале Великой Отечественной войны: http://starodymov.ru/?p=37866

Рейнхард Гейдрих: http://starodymov.ru/?p=36855

Руставели: http://starodymov.ru/?p=28136

Россия сегодня: http://starodymov.ru/?p=37090

Начало Первой мировой войны: http://starodymov.ru/?p=30398

Дмитрий Павлов: http://starodymov.ru/?p=25907

Об объективности в историографии (пример): http://starodymov.ru/?p=36710

Начало Второй мировой войны: http://starodymov.ru/?p=30573

Война в Испании: http://starodymov.ru/?p=24412

Вторжение в Рурскую область: http://starodymov.ru/?p=1033

Мюнхенский сговор: http://starodymov.ru/?p=32150

«Пакт Молотова–Риббентропа»: http://starodymov.ru/?p=30716

Нападение Гитлера на Данию и Норвегию: http://starodymov.ru/?p=33016

Оккупация Франции: http://starodymov.ru/?p=33805

Пёрл-Харбор: http://starodymov.ru/?p=1051

Начало операции Красной армии против Квантунской армии: http://starodymov.ru/?p=34666