АРМИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!..
В истории Второй мировой войны декабрь 41-го занимает особое место. Естественно, мы в первую очередь говорим о сражении под Москвой. Это закономерно – именно с этой битвы начался многотрудный путь Красной армии к Великой Победе. Именно битва под Москвой стала центральным событием декабря 41-го.
Казалось бы, к декабрю 1941 года ничто не предвещало катастрофы для блока государств, которые в истории принято именовать «ось Берлин-Рим-Токио». Да, наступление гитлеровцев на Восточном фронте развивалось не столь резво, как рисовалось в мечтах великого фюрера. Да, Африканский корпус Роммеля плотно увяз в боях у британской крепости Тобрук на Ливийском побережье Средиземного моря. Да, на Балканах сформировались две мощнейшие партизанские группировки, возглавляемые Иосипом Броз Тито и Дражи Михайловичем, которые хотя и враждовали между собой, но представляли серьезную силу в борьбе против оккупантов… Но это представляется лишь как временные сбои в реализации тщательно разработанного плана. Руководство «оси» уверено в будущей победе.
И вдруг…
5 декабря начинается наступательная операция на советско-германском фронте. За несколько дней до этого, в первый день месяца, главнокомандующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал фон Бок (слева) доложил, что силы вверенных ему войск на исходе. Даже если бы руководство вермахта приняло сообщение во внимание, исправить ситуацию оно было уже не в силах. Германские войска не были готовы к затяжной войне, особенно в условиях русской зимы, ни материально, ни морально. Реальная доставка оружия, боеприпасов и других материальных средств составляет лишь треть от потребного. В результате начавшегося контрнаступления гитлеровские войска откатываются назад.
В этих условиях Гитлер снимает с поста главнокомандующего фон Браухича и возлагает это бремя на себя. Очевидно, фюрер ориентируется на пример Сталина, сосредоточившего в своих руках всю полноту власти в стране. Волна отставок прокатывается по гитлеровским вооруженным силам – Гитлер избавляется от офицеров, которые осмеливаются иметь собственное мнение на происходящие события, и расставляет повсюду преданных ему людей. Благо, образец для подражания есть – начальник штаба Верховного главнокомандования вермахта генерал-фельдмаршал Кейтель за верноподданнические взгляды получил у своих коллег прозвище «Лакейтель». По разным причинам оказываются в отставке такие известные военачальники, как фон Бок, Гудериан, Геппнер, Штраус, фон Лееб… Были сняты все
командующие группами армий, которые начинали войну! Этого германский генералитет не простит Гитлеру никогда, с этого момента все ошибки войны будут объясняться исключительно стратегической безграмотностью фюрера.
Чтобы остановить отступающие войска, 16 декабря Гитлер издает директиву, которая запрещает войскам отступление. Как известно, это не помогло – линия фронта была отодвинута от Москвы на 100-150 км.
Одновременно Роммель 10 декабря вынужден отступить от Тобрука. А расположившаяся на Мальте британская база выполняла роль «непотопляемого авианосца», постоянно срывая военные поставки для германо-итальянского Африканского корпуса.
Между тем на Тихоокеанском театре военных действий произошло событие, в немалой степени повлиявшее на дальнейший ход Второй мировой войны. Речь идет о нападении Японии на Перл-Харбор, совершенное 7 декабря. Такого поражения США не знали никогда: за два часа они потеряли 8 линкоров, 6 крейсеров, почти 350 самолетов, а также около 2400 человек погибшими и более 1100 ранеными. Японские потери не идут ни в какое сравнение – 29 самолетов, 6 подводных лодок, 5 из которых сверхмалые, 55 человек. Думается, в Токио десять раз подумали бы, отдавая приказ о начале операции, если бы сумели оценить происходящее под Москвой. Однако времени для осмысления уже не было – японский флот покинул порты еще 26 ноября и остановить запущенную машину было невозможно.
До того янки ограничивали свое участие в войне только поставками
союзникам техники и вооружения по ленд-лизу, да введением против Японии и ее союзников в регионе экономические санкции. После трагедии Перл-Харбора столь пассивная позиция стала невозможна. По Штатам прокатилась волна японских погромов, под которую нередко попадали люди просто с восточным типом лица. Тысячи граждан Страны Восходящего Солнца были интернированы. США объявляет войну Японии.
Между тем Япония развивает успех. 8 декабря войска микадо захватывают столицу Таиланда Бангкок, высаживаются на севере Британской Малайи и на филиппинском острове Лусон. 24 декабря они входят в Гонконг.
Следует подчеркнуть, что поведение Японии не было безупречным не только по отношению к противнику, но и к союзнику. Нападение без объявления войны на американские и английские базы и колониальные владения было несомненным нарушением норм международного права. Однако Токио не был до конца честным и в отношении Берлина! 5 декабря Гитлер согласился, что Япония имеет право объявить войну Соединенным Штатам, если они сами спровоцируют войну. Японская армада к этому времени уже изготовилась к нападению, однако посланцы микадо ничего об этом не сообщили фюреру.
Таким образом столь решительные действия союзника стали для Гитлера полной неожиданностью. До сей поры фюрер делал ставку на раскол в стане союзников и на то, что США ограничатся лишь пассивным участием в войне. Теперь это стало невозможно. Верный союзническому долгу, 11 декабря Гитлер также объявляет войну Америке. Этот же шаг предпринимает и Муссолини.
Эти события стали катализатором для государств мира, вынужденных определяться в своих политических ориентирах. Именно в декабре 41-го война стала подлинно мировой.
8 декабря Япония объявляет войну Англии, Канаде и Австралии. К ней присоединяется марионеточная Маньчжоу-Го с опереточным императором Пу И. Коста-Рика, Никарагуа и Голландская Индия присоединяются к антияпонскому блоку. Индия, Канада и Новая Зеландия вступают в войну против Финляндии. Далекая Бразилия подает голос в поддержку США, но в драку ввязываться не торопится. А потом в адрес Японии обрушивается вал дипломатических нот об объявлении войны от множества далеких и не очень государств. В течение четырех дней они приходят из Египта, Доминиканской Республики, Гаити, Кубы, Гондураса, Мексики, Панамы, Южной Африки, от Комитета «Свободная Франция», от ряда находящихся в изгнании правительств оккупированных государств…
Естественно, значительная часть подобных «объявлений войны» носили лишь декларативный характер, лишь бы продемонстрировать лояльность сильным мира сего. Однако так было не всегда. Некоторые государства, не участвуя в войне своими вооруженными силами, поставляли союзникам сырье, как, скажем, Аргентина, снабжавшая Германию селитрой. А Панама и Египет закрыли для судов вражеских блоков свои каналы.
В сложившейся ситуации Советский Союз оказался в непростой ситуации. Япония была союзником Германии. СССР –
союзником государств, объявивших войну дальневосточному агрессору. По всем правилам Москва должна была бы ударить по Квантунской армии. Но вести войну на два фронта, когда все силы страны мобилизованы для борьбы с более агрессивным врагом… К тому же разведка – в первую очередь Зорге – заверяет, что Япония к открытой войне с СССР не готова. И Сталин подтверждает договор о ненападении, объявляет, что не собирается открывать боевые действия на Дальнем Востоке. Понимая, что главные события войны разворачиваются в Европе, где все силы Германии задействованы на Восточном фронте, союзники молча с этим соглашаются.
Война вступила в новую фазу. В наступающем году между противоборствующими блоками еще будет наблюдаться некоторый паритет. Но это не надолго. Прожженный политик Черчилль был прав – против альянса, возглавляемого СССР, США и Англии в те времена устоять не смог бы никто.
Уинстон Черчилль, британский премьер-министр (декабрь 1941 года):
«Британская империя, Советский Союз, а теперь и Соединенные Штаты… Никакая иная комбинация в мире не может противостоять нашей объединенной мощи».
Адольф Гитлер, германский фюрер (11 декабря 1941 года):
«Намерением евреев и их Франклина Рузвельта является уничтожение одного государства за другим… Германия и Италия в связи с этим считают необходимым… плечом к плечу с Японией вести совместную борьбу против Соединенных Штатов Америки и Англии».
Франклин Делано Рузвельт, президент США (8 декабря 1941 года):
«Совершенно безразлично, сколько пройдет времени, пока мы сможем ответить на это подлое нападение, – несомненно одно, мы, американцы, полны решимости продолжать путь к полной победе».
К записи "1941: Вступление в войну США" пока нет комментариев