В апреле 1911 года – в Санкт-Петербурге состоялась первая в России Международная воздухоплавательная выставка.

Россия на протяжении веков занимает прочное первое место по количеству неиспользованных возможностей в научном и техническом отношении. Сначала мы что-то открывали-создавали, потом к этому охладевали, потом этим нашим пользовались иностранцы, и лишь затем мы начинали их догонять, покупать у них нечто, что сами же утеряли по собственной безалаберности…

В частности, в данной публикации речь пойдёт об авиации.

Как ни суди, а первый самолёт построили всё же в России. Примитивный, несовершенный – он пролетел всего ничего, и рухнул… Однако же – в воздух поднялся, и полёт совершил!..

«За аэропланами – будущее!» – пытался доказать его создатель Можайский. «Баловство всё это и пустая трата денег!» – зевнул Его Всесилие российский чиновник, и задушил проект.

В 1903 году американцы братья Райт построили первый самолёт. Началась эра активного освоения воздушного океана. В Америке, а потом и в Европе вскипел буквально авиабум: проектировались и строились самолёты разных конструкций, энтузиасты рвались в небо – вспомним в связи с этим фильм «Воздушные приключения», бесспорно гротескно-юморной, однако же процесс становления авиации показан наглядно…

В России, как водится, в процесс включились с опозданием. Впрочем, тут приходится признать объективные причины: разгорелась Русско-японская война, слившаяся с Революцией 1905 года. Лишь когда общественно-политическая жизнь в России немного успокоилась, проклюнулся интерес к набиравшей на Западе популярности к авиации. Да и то, неведомо, как пошло бы дело, если бы в родимом Отечестве у воздухоплавания не нашлись два страстных влиятельных сторонника: великий князь Александр Михайлович, и великолепный публицист Михаил Меншиков с его «Письмами к ближнему».

Годом рождения отечественной авиации можно считать 1910-й. В этом году в России появился первый дипломированный пилот, состоялись первые перелёты, первые авиашоу… Впрочем, об этом я уже писал.

А в апреле 1911 года в Санкт-Петербурге состоялось событие, давшее развитию самолётостроения грандиозный толчок. Это первая Международная воздухоплавательная выставка, проходившая с 10 по 27 апреля. Параллельно состоялся I Всероссийский воздухоплавательный съезд – организатором его стал наш великий учёный и практик Николай Жуковский.

Выставка – это не только собственно аэропланы, дирижабли или аэросани. На ней конструкторы представляли самую разнообразную продукцию, имевшую отношение к авиации. И двигатели внутреннего сгорания, и газорезательное оборудование, и прообраз аэродинамической испытательной трубы, и материалы для создания летательных аппаратов, и много ещё чего…

Следует отметить, что в период подготовки к этим мероприятиям Русское техническое общество, и в первую очередь его Седьмой (воздухоплавательный) отдел, которые выступили их инициаторами, провело большую работу. В частности, специальная комиссия, которую возглавлял известнейший в ту пору лётчик Сергей Ульянин, оценивала авиационную технику, сравнивала изделия разных авторов – и отечественных, и зарубежных.

Дело в том, что в России стоял вопрос о создании своих Военно-воздушных сил, и специалистам предстояло определить, какой аэроплан принять на вооружение. Рассматривали изделия замечательного российского авиаконструктора Якова Гаккеля (которого в конце концов «съели» конкуренты-соотечественники); ещё одного россиянина – Владимира Лебедева; француза Анри Фармана (последовательного сторонника конструкции с толкающим винтом, расположенным сзади пилота); моноплан ещё одного француза Луи Блерио…

Именно в апреле 1911 года заказчик (читай: Военное ведомство России) утвердил перечень требований к будущему основному аэроплану. Это и вес самого аппарата, и грузоподъёмность, и размер, и длину взлётного и посадочного пробега, и скороподъёмность, и много ещё чего.

Данная выставка стала огромным событием в становлении отечественной авиации. Её посетило двести тысяч посетителей – во всяком случае, так считается. В рамках выставки проводились и показательные полёты.

.

О столетнем юбилее отечественной авиации, о котором забыли: http://starodymov.ru/?p=859

Ещё о новаторстве российской авиамысли: http://starodymov.ru/?p=35148

Александр Можайский: http://starodymov.ru/?p=32809

Русско-японская война: http://starodymov.ru/?p=12846

Революция 1905 года: http://starodymov.ru/?p=16584

Великий князь Александр Михайлович: http://starodymov.ru/?p=32792

Михаил Меншиков: http://starodymov.ru/?p=15370

Николай Жуковский: http://starodymov.ru/?p=36908

Яков Гаккель: http://starodymov.ru/?p=33651

Анри Фарман (немного о нём): http://starodymov.ru/?p=31902