12 февраля 1881 года родился Анна Павлова,

великая русская балерина.

Ну, тут вопросов нет – истинно великая!..

Не знаю, следует ли заострять на этом внимание, но с рождением Анны Павловой связаны две неясности.

Первая: считается, что её отец, солдат-ветеран Матвей Павлов, по происхождению был караимом – в ближайшее время у нас появится повод поговорить об этом народе. Однако родилась девочка в госпитале лейб-гвардии Преображенского полка (на Кирочной улице), и это как-то не вяжется одно с другим. Караимы – иудеи; а разве в лейб-гвардии они служили?

И вторая: с момента рождения девочки поползли слухи, что биологически её отцом является некий богатый банкир-еврей Лазарь Поляков… Ну это так – мало ли что про кого болтают!.. Между тем, официально означенное отчество у балерины – Павловна; и я с трудом могу представить себе причину, по которой человек отрекается от имени своего отца, и уверен, что причина для того непременно должна иметь место. Считается, что балерина сама его взяла ради созвучия с именем… Будем считать так.

Впрочем, и в самом деле, стоило ли говорить об этом?.. Главное – это её вклад в искусство!

Будучи ещё маленькой, Анна увидела балет «Спящая красавица», и с тех пор решила стать балериной.

Её талант танцовщицы проявился очень рано. Достаточно сказать, что в Мариинский театр девушку взяли сразу на сольные партии, минуя кордебалет – насколько я могу судить, случай уникальный.

С точки зрения балетной карьеры, она у танцовщицы сложилась поистине великолепной. Её имя на афише очень скоро стало обеспечивать аншлаги любому театру, в котором Павлова выступала.

Она выступала по России, совершала гастрольные поездки по всему миру – и всегда триумфально. Принимала участие в Русских сезонах Дягилева. Удостоена французского ордена Академических пальм (награда для деятелей культуры и образования). В Австралии Павлова произвела такое впечатление, что в её честь назвали торт, ставший национальным…

А потом началась Первая мировая война.

В последний раз Анна Павловна выступила в России буквально накануне её начала, в мае 1914 года, после чего выехала за границу… Да так и осталась в эмиграции, в Лондоне. Мечтала побывать на Родине, да так и не довелось – слишком часто идеология становится на пути искусства!

Умерла она в 1931 году. От простуды и последующего осложнения.

…В зале лондонского «Пэлас-театра» есть кресло, на которое никогда не продают билетов. Считается, что оно абонировано для призрака Анны Павловой, и привидение не пропускает ни одного спектакля.

И ещё. Балетный танец «Умирающий лебедь», написанный специально для Анны Павловны, считается символом русской культурной эмиграции, покинувшей Родину после 1917 года…

.

См. ещё: http://starodymov.ru/?p=36100

О Кирочной улице: http://starodymov.ru/?p=35415

Сергей Дягилев: http://starodymov.ru/?p=30383