24 сентября 1910 года – произошла первая в России авиакатастрофа
В этот день погиб Лев Мациевич – один из первых авиаторов России. Один из новаторов авиастроения мирового значения. И при этом украинский националист – насколько я понимаю, среди пионеров воздухоплавания империи первым примкнул к этому лагерю.
Катастрофа произошла во время авиашоу, на глазах множества зрителей, среди которых оказался и Лев Успенский – со временем ставший известным писателем, а тогда ещё мальчишка. Смерть авиатора породила слухи с политической подоплёкой… И стала отправной точкой, после которой забота о безопасности лётчиков вышла на новый уровень.
А теперь – по порядку.
Как любой гражданин России, я, конечно, горжусь тем, что первый самолёт, который оторвался от земли и пролетел какое-то расстояние, появился в России. И тут же вынужден уныло вздохнуть: но только нашему инженеру Можайскому после этого казна денег не выделила, и идея крылатого летательного аппарата тяжелее воздуха благополучно упорхнула за границу.
И вот там, в более прагматичных странах, самолёты родились, стали на крыло, и начали завоёвывать синий океан над нашими головами.
Романтиков, жаждавших уподобиться птице, всегда хватало в человечестве – Россия не являла собой исключения. И когда во Франции открылась авиационная школа Анри Фармана, туда потянулись и наши соотечественники. Пройдя курс обучения, в 1910 году они начали возвращаться на Родину с соответствующими дипломами, дававшими право на управление аэропланом.
Среди самых-самых первых граждан Российской империи, ставших дипломированными лётчиками, и стал Лев (Левко) Макарович Мациевич.
Он родился в январе 1877 года – хочешь верь в мистику, а хочешь нет, но ему как раз исполнилось 33 года.
Происходил он из мещан Киевской губернии, сиречь из разночинцев. Причём, довольно радикально настроенных. Ещё в период обучения (заочного) в Морском училище он уже стал членом революционного студенческого кружка, а затем в 1900 году стал одним из отцов-сооснователей украинской националистической революционной партии.
Нам сейчас много рассказывают о том, насколько эффективно работала царская «охранка», и насколько жёсткие стояли препоны на пути националистических кадров при продвижении по государственной службе. Но вот наш герой – не салонный краснобай, не диванный радикал, а самый настоящий активный деятель революционного движения – оканчивает Морское училище, затем (уже очно) Николаевскую морскую академию, работает в Морском техническом комитете, да ещё в отделе воздухоплавания!..
При этом к делу Лев Макарович относился технически-творчески.
Именно он первым в мире предложил идею создания авианосца с размещением на его борту 25 самолётов. Именно он первым в мире предложил идею запуска их с борта при помощи катапульты, а посадку – с использованием тормозной системы, ставшей прообразом современной.
…Когда Мациевич вернулся из Франции, он участвовал во многих показательных полётах и авиашоу, которые проходили в Санкт-Петербурге. Более того!.. Стараясь увлечь идеей развития воздухоплавания в стране, офицер «катал» на своём «фармане» пассажиров, в том числе и весьма высокопоставленных. В частности, именно он стал пилотом самолёта, на котором совершил полёт Пётр Столыпин. И легендарный учёный Николай Морозов также стал его пассажиром.
Если участь, что Николай Александрович также состоял в нелегальном революционном кружке – кто знает, о чём они разговаривали?..
…Трагедия случилась, как уже сказано, 24 сентября 1910 года.
По принятой за официальную версии, у самолёта, поднявшегося на большую высоту, лопнула струна растяжки – такое случалось, усталость металла сказывается. Проволока попала в винт, который, намотав её на вал, буквально растерзал собственный машину в клочья.
Как описывал происшедшее наблюдавший с земли Лев Успенский, мотор и лётчик неслись к земле стремительно – клочья фанерно-тканевого аэроплана планировали вразнобой…
Трагедия потрясла общество. В газетах помещались некрологи… На смерть лётчика откликнулись Александр Блок, Михаил Савояров, Дмитрий Богемский, Александр Грин, Леонид Леонов…
…Как же всё взаимосвязано в жизни!.. Как нередко случается, что чья-то трагедия оказывается спасительной для людей будущего!..
Весть о гибели Льва Мациевича потрясла актёра Глеба Котельникова, который забросил ремесло лицедея и с тех пор посвятил свою жизнь разработке средств спасения авиаторов. Первый его парашют РК-1 (Русский Котельникова) получил признание за рубежом, однако был отвергнут отечественными чиновниками от авиации. Так, великий князь Александр Михайлович, который, по сути, создал Военно-воздушные силы России, считал, что при наличии парашюта лётчик может покинуть аэроплан без крайней на то нужды. «Самолёт дороже человека», – якобы собственноручно наложил он резолюцию на самой идее заботиться о жизни пилотов.
И только 4 июля 1924 года усовершенствованный парашют РК-3 в мягком ранце был запатентован в новой России и получил путёвку в жизнь. Глеб Евгеньевич разработал также и первый в стране грузовой парашют.
Все современные парашюты – по сути дела, являются более совершенными воплощениями идеи Глеба Котельникова!
…И ещё…
Когда расчалка лопнула и попала в винт, обречённый аэроплан перевернуло. И пилота вышвырнуло из кабины. Потому он и упал камнем с километровой высоты. Сам же лишённый двигателя планёр падал медленнее, то срываясь в штопор, то выравниваясь в скольжение… Кто знает, останься авиатор в кабине, быть может, и уцелел бы…
Так вот, именно после этого случая все самолёты начали оснащать ремнями безопасности.
…Я упомянул о слухах…
Как нередко случается после трагедии, людская молва начала полоскать имя погибшего. По всей видимости, в обществе стали известны (а то и раньше не являлись тайной) его «левые взгляды». А время-то какое стояло – самый разгул эсеровского террора!
Вот и связали… Ползла молвь, что-де Боевая организация эсеров приказала Мациевичу во время полёта убить Петра Столыпина, а лётчик приказ не выполнил; вот его и казнили, подпилив растяжку (известно же, что эсеры по отношению к ослушавшимся своим также проявляли беспощадность). Или что Мациевичу приказали так же во время демонстрационного полёта с Сергеем Юльевичем Витте погубить его, направив самолёт в землю; и что Лев Макарович не пожелал брать грех на душу и предпочёл покончить с собой… На мой взгляд, чушь это…
Одно достоверно: погиб пилот. Первая авиакатастрофа в России.
Память о Льве Мациевиче сохранилась – и в Санкт-Петербурге, и на Украине.
***
Дополнения:
К 110-летию рождения Российской авиации: http://starodymov.ru/?p=31902
О самолёте Александра Можайского: http://starodymov.ru/?p=32809
О Петре Столыпине: http://starodymov.ru/?p=23077
О Николае Морозове: http://starodymov.ru/?p=33501
О Сергее Витте: http://starodymov.ru/?p=31216
Об Александре Блоке: http://starodymov.ru/?p=25110
О Великом князе Александре Михайловиче: http://starodymov.ru/?p=32792
Об эсеровском терроре: http://starodymov.ru/?p=20491
К записи "Из истории отечественной авиации. Первая авиакатастрофа в России случилась 24 сентября 1910 года" пока нет комментариев