Круиз-2020

Река Свирь

Вновь и вновь рассказывая о своих путешествиях, я заметил, что некоторые пункты как-то остаются на обочине впечатлений. Например, река Свирь.

Как-то выглядит, как будто отношусь к ней слишком утилитарно: проплыли – и ладно.

А между тем, Свирь заслуживает того, чтобы о ней рассказали подробнее. Дабы не оставалась в тени известности своей младшей сестрёнки Невы, о которой наслышан весь мир.

…Друзья мои, а согласитесь, что история геологии – интересная штука!.. Существовали материки и океаны, раскалывались земные тверди и расползались литосферные плиты, складываясь в новые тверди, вздыбливая гармошки хребтов, или, напротив, оставляя проседающие провалы, заполнявшиеся морями… С точки зрения земной жизни всё это происходило незаметно и постепенно… Ну а для геологии планеты – вполне себе эдак ощутимо…

Для животного мира и человека, с его коротким веком иногда эти геологические преобразования обращались в катастрофы и катаклизмы, ну а для всей Земли-матушки – так, лёгкий зуд землетрясений, небольшая припухлость в результате сжатия не знающих покоя скользящих по магме базальтовых монолитов, щекотка от перетекания водных масс в новообразованные проседания земной коры…

И всё это происходит от века и до его скончания – сколько ещё отмеряно жизни нашей родимой планете.

К чему этот спич?.. Да просто всё.

Речка Свирь образовалась по геологическим меркам всего ничего – каких-то десять тысяч лет назад.

Когда-то Белое и Балтийское море составляли единое целое. А потом между ними выдавилась возвышенность, в углублениях которой осталась вода отползшего к полюсу и мечтающего о реванше Ледникового периода. Самые крупные из этих озёр – Ладожское (крупнейшее в Европе) и Онежское (второе по величине). Потоки воздушных масс и температура Приполярья сформировались таким образом, что над этим междуморьем много осадков – особенно зимой.

Это сегодня – всеобщее потепление (я исключительно об атмосфере, но не о межнациональных отношениях), потому озёра и реки заметно мелеют. Совсем недавно погода стояла иная – и вообще о взаимоотношении климата и заполненности водоёмов лучше, чем Лев Гумилёв в фундаментальном томе «Тысячелетие вокруг Каспия» не рассказал.

Так вот, переполненному Онежскому озеру куда-то требовалось сбрасывать воду. Не сразу, но проторилось русло Свири.

Так что же такое Свирь?.. Это река, в общем-то, не слишком внушительная – всего-то две сотни километров. Зато перепад высот между началом её и устьем – 30 метров (почти десятиэтажный дом)! То есть угол, под которым скатывается вода, довольно приличный.

Места же тут каменистые – граниты, мрамор, базальт, не говоря уже об известняке… Соответственно, при таком сочетании – каменистая основа плюс большой угол перепада – речные пороги неизбежны.

Люди издревле обживали эти места, и судоходство играло в их жизни огромную роль.

Я сейчас не стану говорить о войнах, в первую очередь между Россией и Швецией за эти края, просто скажу, что по берегам Свири, опять же, издревле обосновались специалисты двух связанных с рекой основных профессий: корабелы и лоцманы. Нет-нет, не ловите меня на слове: вполне понятно, что палитра специалистов в регионе насчитывала куда больше цветов и оттенков, включая древнейшую, но главную роль всё же играли названные.

Золотой век корабелов и лоцманов снизошёл на Присвирье при Петре Великом. И если возможность быстро и качественно строить корабли его радовала, то необходимость тратить средства и время на прохождение их по опасному фарватеру – раздражала. Не говоря уже о том, что иной раз суда разбивались, а их грузы тонули – такие огорчает любого рачительного хозяина.

Планы насчёт развития всего региона Пётр Алексеевич вынашивал грандиозные. Вся разветвлённая Мариинская водная система – его задумка. Я уже писал о Вытегре – там до сих пор стоит часовенка, построенная в честь разговора царя-корабела с местными речниками. Каналы, прокопанные вокруг южной кромки озёр, чтобы уберечь грузовые караваны от непогоды, он же предложил. Свирь перегородить, чтобы пороги не мешали судоходству – опять же Петра идея…

Но не успел!..

Если верить в то, что всё в истории складывается по высшему разумению, наверное, кто-то Там решил, что многовато свершений придётся на одного человека – надо и другим что-то оставить…

Опять же, не стану здесь касаться политики. Просто констатируем: до самого Плана ГОЭЛРО Свирь оставалась собой – купцы и караванщики кляли её жадные до добычи пороги, лоцманы и бурлаки довольно потирали ручки (и это не в осуждение им, а молодцы!).

И вот в 1927 году сюда прибыл легендарный (не будет преувеличением его так назвать) зодчий-гидроэнергетик Генрих Осипович Графтио.

Человек поистине уникальный. По дальним предкам выходец из Голландии, по семейному происхождению из железнодорожников, по сути своей талантище от электротехники… До революции он проектировал и строил гидроэлектростанции (в т.ч. «Белый уголь» на реке Подкумок), занимался электрификацией железной дороги, стоял у основания трамвайного движения в Санкт-Петербурге, разработал проект первого петербургского метрополитена, и сделал ещё много чего полезного – задумал же ещё больше.

Однако же следует обратить внимание и вот на что.

Именно Генрих Осипович первым, за несколько лет до Первой мировой войны, выдвинул идею о строительстве ГЭС в Волхове – чтобы обеспечить энергией Петербургский железнодорожный узел. Однако коммерческая компания, занимавшаяся энергетическим снабжением столицы, всполошилась – из опасения появления конкурента и сокращения доходов… В общем, денежные мешки задействовали нужные рычаги, пустили в ход «золотой ключик», поднесли «барашка в бумажке», и проект благополучно спровадили под сукно. Откуда его извлекли при Керенском, да только ничего реального сделать не успели.

После этих двух ударов инженер Графтио с вполне понятным энтузиазмом воспринял предложение возглавить строительство Волховской ГЭС, которое поступило лично от Ленина.

Конечно, враги Советской власти пеняли Генриху Осиповичу: чего ж это ты, батенька, на большевиков работаешь?.. Однако он исходил из того, что электричество требуется не большевикам, а народу – если же сделать поправку на сказанное двумя абзацами выше, то и подавно его можно понять!

И в означенный срок в Петербург от новенькой электростанции потекло электричество! Потрудились для этого многие – но мозгом, генератором, главной движущей силой строительства оставался именно Генрих Графтио…

Однако столь солидный вклад в дело революции не уберёг его – арестовали, и пытались привлечь по какой-то очень строгой статье. Узнавший об этом Ленин позвонил «кому следует».

- Вы что, охренели?! – он говорил совершенно иные слова, но суть их можно выразить именно так. – Среди ваших мастеров дознания есть хоть кто-то, кто умеет строить электростанции?!. А он – умеет, и уже доказал это!.. Немедленно освободить, предоставить все условия для работы, и пусть учит красных специалистов – нам электротехники позарез нужны!

И Генрих Графтио прямиком из камеры оказался на посту директора электротехнического института (будущего Ленинградского). Откуда и прибыл в 1927 году строить Нижне-Свирскую ГЭС.

Там ведь какая закавыка имелась…

Чтобы урез воды надёжно перекрывал пороги, требовалось строить плотину ниже по течению. А там – дно глинистое!.. Как на глине возводить многотонную конструкцию?.. Опыта такого не то что в России – в мире никто не имел! Некоего крупного, с международной известностью, специалиста иностранного приглашали, тот отказался, несмотря на солидный гонорар…

Графтио взялся. Да ещё пошёл на огромный риск – мы же помним, что он уже едва вырвался из рук «компетентных органов»; и теперь уже времена стояли другие, ошибку ему простят или нет, большой вопрос!..

А предложил он вариант просто авантюрный!.. Генрих Осипович выразил намерение строить плотину прямо на глине, но под наклоном вверх по течению воды – мы же помним, что давление тут поток оказывает мощное. По расчётам инженера это-то давление воды и должно само вдавить тяжеленную плотину в глину, и закрепить её в грунте.

Вот представляю себя на месте человека, которому предстояло поставить подпись на проекте «Утверждаю»… Сидит передо мной инженер – из дворян, работал на царя, при народной власти в ВЧК сидел… И говорит: «Плотина сама в глину сядет!»… А я бы подумал: а ну как вместо этого заверения её течением по той же жидкой глине – да прямиком в Ладожское озеро ускользит?..

Графтио настоял на своём! И плотина по сей день стоит!.. И ей присвоено имя Генриха Графтио.

…Ну и ещё один факт в завершение.

Самый первый в Советском Союзе, да и во всём мире, конечно, Парк Победы также открыт именно на Свири – ещё в 1944 году, после Свирской операции.

Ну а ещё…

А ещё она очень красива – эта река.

…Ну что – отправились дальше?..

Покидаем Свирь, и поворачиваем – на северо-северо-запад, к старинному русскому городу Сердоболь, который сегодня на картах значится как Сортавала.

***

Дополнения:

Предыдущая публикация о круизе: http://starodymov.ru/?p=34975

Лодейное поле: http://starodymov.ru/?p=25481

Вытегра: http://starodymov.ru/?p=34964

Волхов: http://starodymov.ru/?p=30174

О движении литосферных плит: http://starodymov.ru/?p=26061

Пётр Великий и строительство флота: http://starodymov.ru/?p=29756

Генрих Графтио: http://starodymov.ru/?p=30195

План ГОЭРО: http://starodymov.ru/?p=32497