Бухарское войско

Начало: http://starodymov.ru/?p=34004

Предыдущий раздел: http://starodymov.ru/?p=34347

Как уже неоднократно отмечалось, Ян Виткевич, как человек военный, конечно же, анализировал состояние войска Бухарского эмирата. Да и вообще боеготовность государства в целом.

Опять позволю себе просто пересказать его соответствующее донесение, представленное по результатам путешествия.

Итак, бухарское войско и его состояние – по описанию Виткевичу.

Численность войска составляло 12 тыс. человек – узбеков и праздношатающегося разноплемённого люда. Каждый рядовой воин получал в год по четыре тилла деньгами и по четыре батмана пшеницы. Тилла, если перевести на тогдашние русские, соответствовала примерно четырём рублям серебром. А бухарский батман весил больше семи пудов, так что зерновое довольствие сорбоза составляло примерно 600 кг. На первый взгляд, неплохо.

Однако следует учесть, что покупка вооружения и снаряжения, содержание лошади (а то и не одной), проживание, питание – плата за всё осуществлялась из этих доходов… Как говорится, и ни в чём себе не отказывай!..

В случае потери лошади – в бою или по старости – воину выдавали новую от казны. Но не обязательно сразу – как правило, из числа либо отбитых у соседей-казахов, или из полученных ханом в качестве закята (налога). Вполне понятно, что хороших лошадей среди них оказывалось не так много. Хорошего скакуна воину приходилось либо покупать самому, либо добывать в бою или в набеге.

Соответственно, по свидетельству Виткевича, воины эмиратского войска ходили оборванные и вечно голодные.

И столь же естественно, начальники, по мере повышения в чине, содержались лучше. В частности, уточняет автор, начальникам среднего звена полагались по два халата в год; также перепадали им и подарки.

Кроме основного войска, в вооружённые силы эмирата входило ополчение «из кайсаков, туркменцев, из кочующих узбеков и прочей сволочи», численность которого доходила до пятидесяти тысяч.

А дальше идёт фраза, которую хочется привести дословно, настолько она показательна.

Об ополченцах Виткевич пишет, что «собрать их действительно дело весьма трудное, а заставить драться… ещё труднее, даже невозможно».

В самом деле, спрашивается, чего ради ополчение станет самоотверженно сражаться?.. Ополчение становится грозной силой только когда выступает на защиту Родины от сильного войска, которое искренне считает вражеским; во всех остальных случаях оно остаётся сборищем кое-как вооружённых, в данном случае, дехкан и чабанов…

При выступлении Бухарского войска в поход оно переходило на полное самообеспечение. Пропитание самого воина, и содержание его лошади (или лошадей) – его личные проблемы.

Боеспособность такого войска очевидна. Голодный воин больше думает о том, чего бы поесть, а ещё большую головную боль составляет проблема накормить и напоить лошадь – особенно в условиях пустынной местности Центральной Азии… Соответственно, непосредственно в боевом походе воинам приходилось постоянно отлучаться в поисках пропитания. Грабёж оказавшихся на пути населённых пунктов происходил тотальный – и это даже на территории эмирата, а уж на неприятельской и подавно.

Особо Виткевич рассказал о ханской артиллерии. Всего пушек он насчитал 18 стволов, да плюс две мортиры. Причём, все без лафетов; соответственно, и хранятся просто сваленные. Вывозили их просто на арбах, с арб, закрепив кое-как, и стреляли – даже дилетанту становится очевидно, какова точность такой стрельбы. Имелось также несколько фальконетов, которые крепились к сёдлам верблюдов; орудия очень старые, и, по выражению автора, служили скорее игрушкой, чем серьёзным оружием.

Интересно то, что разведчик приводит «биографии» некоторых пушек, и то, как они попали в Бухару. Поскольку собственного производства пушек в регионе не существовало, они либо покупались, либо являлись трофеями. Следует добавить, что и собственных артиллеристов готовить было некому.

В связи с этим вспоминается такой исторический факт. Когда полувеком позже отряд под командованием «белого генерала» Михаила Скобелева штурмовал туркменскую крепость Геок-тепе, у текинцев имелись пушки, да только стрелять они из них не умели. Когда туркмены захватили в плен русского артиллериста (фамилия его Никитин –помяните добрым словом русского солдата!) они сначала пытались его подкупить золотом, потом пугать… И в конце концов замучили насмерть за отказ показать им, как же использовать пушки.

…Вот таким войском и пугал кушбеги российского посланника.

Ну и в завершение темы…

Виткевич описал хана, который являлся главнокомандующим войском. Звали его Батыр-Хан, хотя на богатыря он, по описанию, тянул не слишком.

Ему примерно 28 лет, худощавый и бледный, похож на еврея. Крайне жесток – за любую провинность мог запросто приговорить человека к избиению палками, нередко и до смерти. На воспитанного в христианском духе поляка неприятное впечатление произвела похотливость эмира – к нему часто приводили совсем ещё юных девочек и мальчиков.

Виткевич описывал выезд хана на моление, а также на праздник Курбан-Байрам. Судя по Записке, это являло собой жалкое зрелище.

***

Дополнения:

О событиях у крепости Геок-тепе: http://starodymov.ru/?p=26710

О войске, которое в походе оказывается на самообеспечении: http://starodymov.ru/?p=3723