НЕСКОЛЬКО ЮБИЛЕЕВ

ИЗ ЭПОХИ ПРАВЛЕНИЯ АННЫ ИОАННОВНЫ

290 лет назад Анна Иоанновна стала императрицей

После смерти юного императора Петра II (см.: http://starodymov.ru/?p=31889 ) на опустевший российский престол пригласили Анну Иоанновну, дочь Ивана V – брата и соправителя Петра I. Это решение приняли члены Верховного тайного совета, который возглавлял князь Василий Долгоруков. Следует отметить, что если природный государь Пётр Великий умер, не назначив наследника, то полуграмотная, как её нередко выставляют историки, прачка Екатерина оставила после себя документ, регламентировавший порядок престолонаследия. Этим документом «верховники» и руководствовались.

Однако представители высшей российской знати решили воспользоваться случаем и несколько перераспределить властные государственные полномочия – в свою пользу, разумеется. Так было и есть всегда и всюду: имущие деньги жаждут кормило кормящее преобразовать в кормило властное…

«Верховники» наскоро состряпали «Кондиции», т.е. договор об ограничении полномочий императрицы. Предупреждённая об этом заблаговременно, и, соответственно, подготовившаяся к такому повороту дела, Анна условие приняла. И 15 февраля 1730 года вступила на трон.

Однако едва закончилась церемония коронации, подошла к князю Василию, взяла его за нос, подвела к портрету Ивана Грозного (см.: http://starodymov.ru/?p=29097 ) и сказала, что, мол, хотя она и баба, а править намерена по примеру царя Ивана и не позволит себе водить за нос. Князь Долгорукий с семьёй оказался в ссылке на Севере, Совет упразднили и при дворе началась эпоха временщиков-иноземцев.

Имел ли место на самом деле такой факт, или нет, разные историки утверждают по-разному. Однако факт того, что единоличной властью Анна Иоанновна делиться ни с кем не пожелала, не вызывает сомнения.

***

290 лет назад арестован Павел Ягужинский

Случилось это ещё 2 февраля 1730 года, то есть до событий, описанных в предыдущей информации. Однако кажущаяся формальная хронологическая непоследовательность вполне объяснима.

Решение о приглашении на трон Анны Иоанновны, как сказано выше, принял Верховный тайный совет, в который входила группа высокопоставленных сановников. В числе заговорщиков оказался и отставной генерал-прокурор Павел Ягужинский, который в число «верховников» не входил. Однако затем Павел Иванович вроде как разуверился в затее и счёл необходимым предупредить будущую царицу о готовящейся силовой реформе. Следует отметить, что сама по себе затея заговорщиков буквально на следующий день после их «секретного заседания» стала секретом Полишинеля – о ней горячо судачил весь «высший свет». И Анне Иоанновне о заговоре сообщили несколько человек – гонцы от них мчались навстречу будущей государыне, которая пребывала ещё в пути, буквально наперегонки, стараясь оказаться первым.

О причинах, почему Ягужинский перешёл в стан консерваторов, можно только гадать. Возможно, его задело то, что «птенцы гнезда Петрова» обошли его вниманием и на «секретное заседание» не пригласили, в то время, как там присутствовал его давний недруг Андрей Остерман… А может, он и в самом деле считал твёрдую централизованную власть лучшей формой правления для России, чем появление коллегиального органа, составленного из грызущихся между собой вельмож… Опять же, чего ради ему поддерживать «верховников», в число которых он сам не входил?..

В общем, тут можно придумывать разные варианты объяснений.

Историческая традиция рисует нам генерал-прокурора как человека честного и принципиального, готового отстаивать свою точку зрения перед кем угодно – за что его ценил Петр I и «от души ненавидел» Александр Меншиков; да и не только он. Что ж, примем эту версию… При этом Павел Ягужинский зарекомендовал себя любителем хлебнуть лишку зелена вина, и, будучи во хмелю, могущим поскандалить и наговорить лишнего.

Как бы то ни было, поначалу заговорщики сумели повернуть дело в свою пользу, Ягужинский и его помощник Сумароков оказались под арестом, причем, Павла Ивановича даже подвергли пыткам. Однако впоследствии колесо Фортуны провернулось, гонениям подверглись сами «верховники», придворная оппозиция оказалась разгромленной, а Ягужинский вышел из каземата и на некоторое время стал при императрице доверенным лицом.

Впрочем, ненадолго – вскоре его оттеснил набиравший силу Бирон. (Ещё о событиях тех времён: http://starodymov.ru/?p=7739 )

…Описанное выше – предельно упрощённый пересказ бурных событий февраля 1730 года.

***

280 лет назад состоялась свадьба в Ледяном дворце

«Глупейшим позорищем», «верхом сумасбродства» называли современники Ледяной дворец и проведённое в нём действо. Сам я лично впервые узнал об этом историческом (позорно-историческом) событии из романа Ивана Лажечникова, который так и назывался: «Ледяной дом». Упоминался он также в романе Валентина Пикуля (см.: http://starodymov.ru/?p=27360 ) «Слово и дело».

А возвели его на замёрзшей Неве по повелению взбалмошной Анны Иоанновны для потешной «свадьбы» – одну из своих любимых шутих, калмычку Авдотью Буженинову она выдавала замуж за Михаила Голицына, которого до того разжаловала из князей также в шуты и присвоила фамилию «Квасник». К слову, у этой племянницы Петра имелся целый штат шутов-«дураков» – сорок человек, для награждения которых она учредила специальный орден «святого Бенедикта».

Для организации «торжеств» создали государственную комиссию. Дворец и всё его убранство возвели исключительно из льда, что оказалось нетрудно, ибо мороз стоял лютый, до 35 градусов – погода тогда стояла не чета нынешней.

16 метров в длину, 5 в ширину и 6 в высоту, две комнаты, галерея вдоль крыши, кровать под балдахином с подушками и одеялом, столы, стулья, зеркала, вазы с цветами, канделябры с фонарями – всё абсолютно изготовили изо льда. Перед парадным входом два ледяных дельфина извергали из челюстей фонтаны горящей нефти; шесть пушек и две мортиры стреляли!.. В возведённой тут же ледяной бане, которая отапливалась соломой, особо верноподданные придворные даже парились!..

На «свадьбу» со всей страны привезли по два представителя от каждого народа – мужчину и женщину в национальных уборах; всего собралось «инородцев» три сотни человек…

«Свадьбу» 6 февраля 1740 года организовали по всем правилам, «молодых» даже обвенчали в православной церкви (хотя Михаил Алексеевич задолго до того принял католичество и был женат). Затем их в железной клетке, поставленной на слона (и это при тех морозах! – бедный слон), доставили во дворец – тот самый, ледяной. В свадебном поезде следовали гости в санях, запряжённых лошадьми, верблюдами, оленями, а также козами, собаками и т.д.

В этом фарсе принудили участвовать знаменитого поэта Василия Тредиаковского (см.: http://starodymov.ru/?p=27593 ), которого «для вразумления» самолично избил и двое суток держал под караулом царёв кабинет-министр Артемий Волынский – тот самый, которого писатель Лажечников изобразил как невинно пострадавшего стойкого борца против засилья при дворе иностранцев.

На ночь «молодожёнов» заперли в ледяной спальне и приставили караул, чтобы не сбежали…

Знаменитый «шут Балакирев» (см.: http://starodymov.ru/?p=24373 ), бывший свидетелем этого действа, с досадой на такое унижение Голицына, сказал: «Покорному дитяти и такая свадьба кстати».

Поскольку зима выдалась в тот год затяжная, дворец простоял на реке до самого апреля.

Нетрудно догадаться, что сразу же после смерти императрицы князь Голицын бросил навязанную «жену», уехал в своё имение и занялся воспитанием сыновей. Два его сына стали офицерами, однако карьеры не сделали – и можно только предполагать, в какой степени на этом обстоятельстве сказалась репутация опозоренного императрицей отца.

…Что касается Анны Иоанновны, то жить и править ей оставалось всего полгода…

***

Ну и ещё – мимоходом…

На днях в интернете появилась публикация, в которой шла речь о самых некрасивых женщинах-правительницах в истории. Анна Иоанновна в той публикации фигурировала. В общем-то понятие красоты (равно как и не-красоты) – сугубо субъективно… Однако, судя по портретам, особенно если учесть, что писали их прикормленные художники, у Анны Иоанновны шансов стать победительницей соответствующего конкурса женской гармоничной внешности оказалось бы не так много…

Не по той ли причине она прекрасно стреляла из ружья?..

Но это – ладно.

Именно эта императрица стала основательницей Оренбурга (немного об истории этого города: http://starodymov.ru/?p=321 ).

И ещё об одном её начинании следовало бы сказать. Анна Иоанновна начала выделять выслужившим срок ветеранам земли на окраинах разраставшейся России. Именно благодаря этой практике освоение новых земель в том же Семиречье и Сибири пошло высокими темпами. И те же поселенцы оказывали содействие в защите границ (см.: http://starodymov.ru/?p=258 )