СУЩЕСТВЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Уже не в первый раз мои публикации дополняет, а иной раз и полемизирует с ними, Юрий Ржевцев, модератор сайта, на который приводится ссылка. Я ему искренне признателен за это.

Вот и теперь он существенно дополнил публикацию о Китайской Восточной железной дороге (см.: http://starodymov.ru/?p=31216 ). Привожу его ответ дословно, скопировав его из частного почтового ящика.

Ну и в конце также дополню своими ссылками…

Не сомневаюсь, что это будет интересно для всех любителей отечественной истории.

***

Уважаемый Николай Александрович, см. здесь: http://voenspez.ru/index.php?topic=20739.msg463067#msg463067

Дополнение к Вашему безупречно сработанному военно-историческому исследованию: в боях за КВЖД состоялось по-настоящему боевое крещение поликарповских машин марки «Р-1» (на снимке). Они состояли на вооружении 40-й отдельной авиаэскадрильи имени В.И. Ленина. При этом многие из её самолёты были именными – приобретёнными в 1924 году Обществом друзей воздушного флота СССР на добровольные пожертвования трудящихся для 1-й разведывательной эскадрильи имени В.И. Ленина: «Красный Воронеж – Ильичу» (серийный № 2521), «Самарец – Ильичу» (серийный № 2512), «Сибирский рабочий» (серийный № 2527), «Красный сормович» (серийный № 2514), «Донской рабочий» (серийный № 2538), «Продработник» (серийный № 2526), «Московский коммунальник» (серийный № 2530), «Кизлы-Бухара» (серийный № 2506), «Красное Черноморье» (серийный № 2513), «Дзержинский-1» (серийный № 2516), «Земляк Ильича» (серийный № 2517), «Красная сибирячка» (серийный № 2518), «Имени товарища Семашко» (серийный № 2519), «Комсомолец Сибири» (серийный № 2520), «Нижегородский рабочий» (серийный № 2522), «Картыген» (серийный № 2523), «Красный владимирец» (серийный № 2528), «Грозный» (серийный № 2529), «Красный северокавказец» (серийный № 2531).

Церемония передачи Обществом друзей воздушного флота СССР перечисленных выше боевых машин Рабоче-Крестьянскому Красному Воздушному Флоту состоялась в 14.00 1 июня 1924 года на Центральном аэродроме имени Л.Д. Троцкого, который располагался на Ходынке, и проходило при большом стечении почётных гостей и многочисленных делегаций от трудовых коллективом столицы. Мероприятием руководили краском Сергей Сергеевич Каменев (причём и как заместитель председателя Реввоенсовета СССР, и как одновременно – заместитель председателя бюро союзного президиума ОДВФ) и председатель Центральной Исполнительной Комиссии СССР Михаил Иванович Калинин. Все выступившие с трибуны горячо благодарили советских граждан, принявших участие в сборе денежных средства на постройку этих конкретных боевых самолётов. В свою очередь командир и комиссар озвученной выше эскадрильи – краском С.А. Чернобровкин и политработник И.Б. Микенас – от имени всех своих подчинённых сердечно приветствовали шефов в лице руководителей и активистов ОДВФ.

После торжественной части состоялся организованный Обществом друзей воздушного флота СССР поистине грандиозный по тем временам воздушный парад, в котором приняли участие не только все девятнадцать именных машин Р-1, но и несколько Юнкерсов из авиапарка ОДВФ, а также только что построенный для советской военной авиации первый советский цельнометаллический пассажирский самолёт марки «АНТ-2» конструкции Андрея Николаевича Туполева (1888-1972). Юнкерсы и новенький АНТ-2 составили тогда правый фланг воздушного парада, при этом туполевский опытный образец, по свидетельству очевидцев, обращал на себя внимание «необычностью конструкции и лёгким изящным видом», по причине чего стал истинной изюминкой этого воздушного шоу.

Вкратце о боевом пути 1-й разведывательной эскадрильи имени В.И. Ленина, поскольку данная авиачасть посредством торжества от 1 июня 1924 года имеет определённое кровное родство с современным оборонным обществом Российской Федерации в лице ДОСААФ: создана в 1921 году на базе 24-го Краснознамённого, 35-го Краснознамённого и 49-го авиационных отрядов, каждый из которых в свою очередь в составе РККА с доблестью прошёл через горнило Гражданской войны.

В статусе 1-й разведывательной эскадрильи имени В.И. Ленина – с 9 марта 1924 года с местом дислокации сначала в двух подмосковных авиагарнизонах – «Ухтомский» и «посёлка Михельсона» (ныне – Чкаловский), а с июля-августа 1924 года – в Липецке.

В декабре 1925-го преобразована в 1-ю отдельную легкобомбардировочную эскадрилью, которая одновременно стала первой в советских ВВС воинской частью лёгких бомбардировщиков, а в октябре 1926-го – в 40-ю отдельную авиаэскадрилью (и она же – «Липецкая авиагруппа»).

В течение второй половины июля 1929 года по железной дороге 40-ю отдельную авиаэскадрилью совместно с приданным ей на правах структуры авиационного тыла 26-м авиапарком перебросили под дальневосточный город Спасск, где авиаторы-ленинцы в ходе вооружённого конфликта за КВЖД приняли самое активное участие в разгроме белокитайцев.

И ещё один примечательный факт: в мае-декабре 1931 года в составе 40-й эскадрильи в качестве моториста проходил срочную службу младший командир Василий Гаврилович Тихонов – будущий прославленный ас Великой Отечественной войны и видный советский военачальник: Герой Советского Союза (с 16 сентября 1941 года), генерал-лейтенант авиации (с 25 мая 1959 года).

В 1934 года из состава эскадрильи в распоряжение Н.П. Каманина был выделен отряд для участия в операции по спасению из зоны приполярных льдов членов экипажа затонувшего в Арктике парохода «Челюскин».

В 1938 году – в горниле боёв на озере Хасан.

В 1941 году эскадрилью развернули в 36-й бомбардировочный авиационный полк имени В.И. Ленина, в связи с чем перевооружили скоростными бомбардировщиками СБ-2, а в 1944 году в связи с заменой морально устаревших СБ-2 на новейшие пикировщики Пе-2 переименовали в одноимённый бомбардировочный авиаполк. И в последнем качестве он с 9 августа по 3 сентября 1945 года – в боях и сражениях советско-японской войны.

В начале 1960 года 36-й бомбардировочный авиационный полк имени В.И. Ленина был расформирован, однако, согласно директиве Министерства обороны СССР за № ОРК/4/60690 от 16 марта 1960 года, из его фондов на аэродроме «Черниговка», что у города Уссурийск Приморского края, было произведено формирование 319-го отдельного вертолётного полка (в/ч 21240), вооружённого вертолётами Ми-4. 19 сентября 1960 года последнему вручили Боевое Красное знамя, и ему же в соответствии с Директивой Генерального штаба за № ОРГ/1/47150 от 9 октября 1965 года присвоили почётное наименование «имени В.И. Ленина», ранее принадлежавшее 36-му бомбардировочному авиаполку, а 22 февраля 1968 года Президиум Верховного Совета СССО удостоил вдобавок полк ордена Красного Знамени, что стало достойной наградой за достигнутые личным составом в/ч 21240 впечатляющие успехи в боевой и политической подготовке. Ныне же это 319-й отдельный вертолётный Краснознамённый полк имени В.И. Ленина Восточного военного округа…

***

Уточняющие ссылки:

Из истории отечественной авиации: http://starodymov.ru/?p=859

Память об авиаконструкторе Поликарпове: http://starodymov.ru/?p=30049

Об авиаконструкторе Туполеве: http://starodymov.ru/?p=28333

О вертолёте Ми-4: http://starodymov.ru/?p=28956

О спасении челюскинцев: http://starodymov.ru/?p=13869