Отклик на публикацию

Так сложилось, что у меня есть несколько товарищей, которых зовут Александр Бондаренко. Поэтому счёл нужным уточнить, что данный отклик на мою публикацию пришёл из Санкт-Петербурга, от ветерана Вооружённых сил и боевых действий… Ну а остальное, если сочтёт нужным, он и сам добавит.

В данное письмо я позволил себе только вставить пару ссылок на публикации, которые, на мой взгляд, играют на тему письма.

Добрый день, Николай!

Несколько с опозданием прочитал твои впечатления о Бессмертном полке и прочитал и про твоего деда, Петра Евсеевича, который оказывается имел медали За Оборону Ленинграда и ЗА ОТВАГУ и тоже здесь воевал. (см.: http://starodymov.ru/?p=27019 )

А ты знаешь мой отец тоже начинал войну под Ленинградом на Пулковских высотах. Командиром взвода разведки. Тоже имел медаль За отвагу. Кстати тоже был весь изранен. А где воевал твой дед, может они воевали рядом? Не знаешь часть? В наградном должна быть.

Отца уже давно нет, а вот мама, участница войны (всю блокаду войсковые части МПВО, старшина, помощник начальника штаба батальона, Ленинград) к счастью моему жива. Кстати бывало ездила и на передовую, благо она была недалеко за Кировским заводом. Возила бойцам подарки от девчонок из МПВО, рукавицы да махорку… А еще приходилось им дежурить и в госпиталях.

До сих пор воспоминания мои детские живы, когда лежу в постели и слушаю, а мама со своими подругами однополчанками (в праздник бывало у нас собирались, а у нас одна комната была в коммуналке) и вот они нет-нет и вспоминали войну… А бывало и горевали за раненых мужиков, которых жалели, может быть потому, что многим не хватило их, не вернувшихся… И вспоминали раненых и такие дежурства… А я по детски все это так ярко видел, хотя и притворялся, что сплю.

Я это к чему? Может и с твоим дедом в эту лихую годину у нее дороги пересеклись? Ведь если ранили его под Ленинградом, то вероятно лежал он здесь в одном из госпиталей.

(О том же: http://starodymov.ru/?p=26379 )

Я кстати когда на первом курсе военного училища разочаровался и решил уходить (был такой “детский кризис”), то приехал отец, который раньше про войну мне не рассказывал, так сложилось. И говорит “а знаешь сынок, я же здесь в этих стенах тоже был”. И рассказал, что в училище в этом на улице Мира в годы войны был госпиталь и он туда попал когда был ранен, потому что был отправлен с группой за “языком”, а назад возвращался через простреливаемую зону и чтобы пройти и провести группу нужно было своим сообщить чтобы огнем прикрыли. Послал подчиненного – убили, пошел тогда сам, ранили, но дошел, под прикрытием огня нашего группа вышла. И еще несколько случаев рассказал, в том числе о другом своем ранении, когда раненый в ногу не мог долго вернуться из разведки, простреливалась зона, лежал в снегу. Когда вернулся, то началась гангрена. Ногу решили отнять. Но он молодой был (в 17 лет детдомовец ушел на фронт), горячий, сказал – “жить не буду, застрелюсь без ноги”. И вот молодая военврач выскабливала ему кость, спасла ногу, а в качестве анастезии было всего то по 100 грамм водки… Он мне сказал. “понимаю сынок, трудно на службе, но ты научись терпеть трудности эти…” И я понял, что мои трудности не сравняться с тем, что пришлось вытерпеть им, и конечно не ушел из училища и когда было трудно потом вспоминал эту историю… и отца своего с благодарностью, в том числе за этот урок.

И знаешь удивительное кольцо истории. Сегодня работаю в том же здании, где училища уже нет, сократили, но на стене висит памятная доска “В этом здании в годы Великой Отечественной войны располагался госпиталь…”. И словно эхо слышу…

Поделюсь фотографиями. В прочем присылал тебе одну из них в поздравлении к 9 мая.

Фото сняты на день Победы. Мама уже выходить на улицу не может, но каждый день благодарю Бога, что дал ей еще пожить.

Не удивляйся, что я моложе тебя. Поздний ребенок. родители сошлись когда было под сорок, непростая судьба, тоже эхо войны.

Еще раз поздравляю тебя с большой наградой. Надо обязательно твою книгу прочитать.

С уважением,

Бондаренко Александр