СОБРАВШИХСЯ НА ТОРЖЕСТВА ЗРИТЕЛЕЙ
ОБЛИЛИ ПОТОКОМ «ЧЕРНУХИ»
Ну вот и добрался я до публикации, самой неприятной из всех, которые пришлось готовить за последнее время. А именно: пришла пора поговорить о спектакле «Весёлый солдат», который показали в честь Дня Памяти павших в борьбе с терроризмом в рамках ежегодной акции «Помяни меня, Россия!». (см.: http://starodymov.ru/?p=26154 )
Я уже писал, что ожидал, что состоится традиционный вечер – с выступлениями, концертными номерами, быть может, и самодеятельными, что пройдёт чествование родных и близких павших именно в борьбе с терроризмом… Вместо этого нам предложили посмотреть спектакль. Ну что ж – тоже неплохая форма доставить праздник собравшимся…
Вернее, могла бы стать неплохой…
Потому что я вообще не понял, почему из всего неисчислимого обилия спектаклей организаторы решили показать именно этот! Действо, которое предлагается вниманию зрителей в связи с каким-то торжеством, априори предполагает идейную привязку к нему. По-моему, это очевидно! Так что же хотели донести организаторы до нас предложенным зрелищем?..
Прежде всего – буквально в нескольких предложениях – о самом спектакле. Пожилой писатель Виктор Астафьев (о нём: http://starodymov.ru/?p=15944 ) (его играл Борис Галкин – см.: http://starodymov.ru/?p=25846 ) вспоминает войну и тяжёлое послевоенное житьё-бытьё.
Всё, абсолютно всё показано в жутких красках. Все, абсолютно все – за исключением самого героя и парочки человек из его окружения – показаны как нелюди и мерзавцы. Кто и что персонально?.. Да пожалуйста! Лично Сталин и Жуков, все полководцы Красной армии, весь Советский Союз, вся Советская власть… Это – общее. Теперь – конкретнее: сволочи офицеры, убийцы врачи, ворюги интенданты, мерзавец замполит (который ходит в форме НКВД), гнида из СМЕРШа…
И потаённый смысл названия этого непрекращающегося на протяжении всей пьесы ужаса – «Весёлый солдат» – совершенно непонятен! Нет там ничего весёлого, за исключением скабрёзного солдатского анекдота.
Поверьте: некоторое время назад жестоко гонимый «Чонкин» – рождественская сказочка по сравнению с тем, что происходило перед нашими глазами на сцене Московского Губернского театра.
Скажите: какое эта «чернуха» имеет отношение к событиям в Чечне середины 90-х годов, в память о которых и родилась эта дата – 11 декабря?.. На что намекали организаторы мероприятия, показывая участникам Чеченских войн и родственникам павших на той войне всё это действо?.. Да что там намекали – с чем проводили прямые параллели?
Я не видел, и даже не слышал, чтобы о Чеченской войне были поставлены пьесы. И даже не представляю, как она могла бы выглядеть. Книги читал – спектаклей не видел.
И вот организаторы решили обратиться к войне другой.
Допустим. Но ведь есть немало пьес, которым сопереживаешь, которые трогают душу, а не заливают в неё нечистоты! Вон пригласили бы ребят из нашего Новокосинского колледжа – у них настолько великолепная музыкально-хореографическая постановка про Афган (см.: http://starodymov.ru/?p=13371 )!.. Поверьте: все остались бы довольны!
…Я до конца астафьевскую «чернуху» не досмотрел. Ушёл бы раньше, но мне довелось сидеть посередине ряда, и неудобно было выбираться. Однако когда на сцене наш солдат-конвоир начал ногами избивать пленного гитлеровца (прямо иллюстрация к выступлению Коленьки-несмышлёныша – см.: http://starodymov.ru/?p=26120 ), не выдержал-таки.
Как оказалось, не один. В гардеробе одевалось немало зрителей, также не пожелавших досмотреть этот сценический «ужастик» до конца. В основном уходили женщины.
А позднее мне звонили и писали по «электронке» друзья, также побывавшие на спектакле. И все до единого (из тех, с кем я общался!) крайне негативно высказались о спектакле, расценив его как провокацию (см.: http://starodymov.ru/?p=26144 ). И все мои собеседники подчеркнули, что на фуршет оставаться не стали, несмотря на наличие приглашений – принципиально.
Впрочем, фуршет – такое дело: на него всегда наберётся довольно народа, так что заметили ли организаторы подобный демарш или нет, не скажу.
Один из моих собеседников рассказал, что подходил к одному из организаторов и спросил, ЧТО ЭТО БЫЛО?.. Тот ответил: ты, мол, не понимаешь, так надо… Ну что ж, как оказалось, нас, тех, «кто не понимает», много.
Зарекаться, как показывает жизненный опыт, следует очень осторожно. Потому и я оставлю себе лазейку – мало ли как жизнь повернётся. Однако на сегодняшний момент с трудом представляю себе, чтобы ещё принять приглашение на мероприятие, которое соберётся проводить Фонд «Рокада».
Хотя лично персонально к Виталию Бенчарскому (см.: http://starodymov.ru/?p=26120 ) сохраняю глубокое уважение.
Борис Подопригора мне советовал: ты, мол, разберись сначала, почему так случилось… Борис, друг мой, а какая разница мне, приглашённому зрителю, по какой причине меня угостили нечистотами?..
Хочу обратить внимание на то, что буквально накануне описываемого Вечера произошёл инцидент в кинотеатре «Октябрь», в котором пытались показать пропагандистский фильм о действиях батальона «Айдар» против Донбасса (см.: http://starodymov.ru/?p=26158 ). Как-то сошлись во времени и в пространстве эти два события – они ведь сродни.
Друзья мои!
Я понимаю и признаю, что у нас в стране проживает сколько-то людей, которые относятся к Великой Отечественной войне, к Сталину и Жукову, (и далее по списку, приведённому в начале публикации) так же, как описывал Астафьев. Я понимаю и принимаю, что данный спектакль вполне может иметь свою аудиторию. И пускай он идёт, и пускаю его смотрят!..
Но организаторы не могли не понимать, не могли не отдавать себе отчёт, что данную постановку данная аудитория не примет!
Что?.. Не нужно расписываться за всех?.. Ладно, не буду. Только поставлю вопрос иначе, повторив сказанное выше: ЗАЧЕМ, с какой целью, во имя какой идеи решено показать в поминальный день именно это?..
Зачем проводить с Чечнёй ТАКИЕ аналогии?
…Как я рассказывал, в Кузьминки я приехал из Лефортово, где в тот же день проходил Вечер Памяти Василия Денисова. (см.: http://starodymov.ru/?p=26149 ) Там тоже не всё прошло гладко, и там возникли некоторые неурядицы… Однако они из разряда того, о чём говорят «бывает!». Там Вечер прошёл в светлой печали по ушедшим в Вечность товарищам. Здесь же эту Память пытались утопить по меньшей мере в грязи.
Да. Надо бы понять и другую правду! Тем более, мне как писателю сегодняшнего дня… Надо! Но – не могу, не получается и слова всяко-разные (в основном материнские – вырываются).
Я тоже был в очереди на выход из зала с самого начала спектакля. Правда тайно ждал некой идеальной находки авторов действа – в превращении лжи Астафьева в справедливость Истины сегодняшних войн… Не дождался! Что произошло с Галкиным не понимаю. Я всегда любил его другим…
А с Рокадой, которой меня лично объединяет Сергей Говорухин, – жаль расставаться.
Спасибо, Валерий!