12 декабря 1945 года – умер Яков Гаккель,
Замечательный отечественный инженер и изобретатель.
В очередной раз приходится начинать с банальности: сколько же в истории Отечества выдающихся людей, имена которых сегодня мало кто помнит! Как вот Яков Гаккель.
Ведь далеко не каждый сегодня вспомнит, что за человек носил это имя. Между тем, Яков Модестович проявил себя широко одарённым человеком, оставил яркий след в нескольких направлениях развития технической мысли. Сложись иначе судьба, не исключено, что по нашему небу летали самолёты, разработанные в каком-нибудь конструкторском бюро, скажем, «Гак». Смешно?.. Да не очень, особенно если учесть, по какой причине такого не произошло.
Яков Гаккель родился в семье военного инженера в Иркутске 12 мая 1874 года. Окончил Петербургский Электротехнический институт. На печально известных Ленских приисках участвовал в прокладке первой в России линии высоковольтных электропередач. По возвращении в Петербург участвовал в строительстве линии электрического трамвая.
А дальше – увлечение авиацией. За работу над трамваем Яков получил премию, и на эти деньги построил свой первый самолёт «Гаккель-1». В 1909 году вместе с другим забытым нашим соотечественником Сергеем Щетининым создал первое в России авиастроительное предприятие. Он спроектировал полтора десятка моделей аэропланов, половину из них воплотил в реальность… Именно Яков Модестович сконструировал первый (опять первый!) в России самолёт-амфибию. Его самолёты устанавливали рекорды – они входили в число лучших образцов отечественной, да и не только отечественной авиационной техники…
Однако вмешалась банальная зависть, появились нечестные способы конкурентной борьбы за финансирование… Если говорить попросту, конкуренты его банально разорили, причём, сделали это самым подлым образом. Перед демонстрационным полётом нескольких летательных аппаратов, на котором решалось, кому из конструкторов отдать предпочтение (и финансирование), в двигатель аэроплана Якова Гаккеля подкупленный техник влил кислоту…
И раздосадованный Яков Модестович поклялся, что больше никогда не вернётся в авиастроение. И не вернулся.
Что, думаете – точка?!. Как бы не так!
В 1924 году Яков Гаккель сконструировал один из первых в мире тепловозов. В 1934 году он построил паровой трактор, причём, силовая установка оказалась столь удачной, что её впоследствии использовали и на другой технике, в частности, на речных катерах.
Женат Яков Гаккель был на дочери известного советского писателя Глеба Успенского.
Умер Яков Модестович Гаккель 12 декабря 1945 года. Легенда гласит, что уже будучи весьма пожилым человеком, он как-то, всего лишь раз, признался, что едва ли не единственное, о чём он жалеет в своей, в общем-то, вполне успешной жизни, что некогда бросил авиастроение.
.
О вкладе Якова Гаккеля в становление отечественной авиации: https://starodymov.ru/?p=33651
О противодействии строительству трамвая в Петербурге: https://starodymov.ru/?p=30195
Немного о тепловозах: https://starodymov.ru/?p=48260
Диверсия конкурентов против аэроплана Гаккеля: https://starodymov.ru/?p=26064
Глеб Успенский: https://starodymov.ru/?p=40304
К записи "Память. Яков Гаккель: несправедливо забытый гений" пока нет комментариев