Начальная публикация: https://starodymov.ru/?p=49136
Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=49411
Итак, в июле 1919 года Николая Николаевича Волкова призвали в состав чиновничьего аппарата Верховного Правителя адмирала Александра Васильевича Колчака. К тому времени коренной перелом в войне уже произошёл, Красная армия в Европейской части России перешла в наступление, в Сибири активизировались «красные» партизанские отряды. Конечно, исход войны для рядовых участников «белого» движения ещё мог вызывать сомнение, но в общем-то его уже можно было считать предрешённым.
Призыв на службу Николая Волкова, который никак для военного дела не подходил, можно считать показательным.
Не скрою: до этого момента Николай Николаевич представлялся мне совершенно в ином свете, чем на фоне данного фрагмента истории Отечества. Добрый и наивный, близорукий и благодушный… А тут он словно преобразился: получив конкретный объём работы, направленной на оказание реальной помощи людям, пострадавшим в результате войны, он всерьёз взялся за дело, проявив при этом распорядительность и сметку, а в какие-то моменты даже находчивость и решительность.
По всей видимости, сказался опыт, накопленный в бытность чиновника по особым поручениям при губернаторе довольно обширного Олонецкого края. Ну а с другой стороны: сколько история знает примеров, когда человек, на протяжении предыдущего периода жизни остававшийся на вторых ролях, осознав свою значимость, словно преображался; в нём вдруг просыпались качества, до сей поры дремавшие по единственной причине: они оставались невостребованными.
***
Получив чётко обозначенный круг обязанностей, Николай Николаевич первым делом ознакомился с доставшимся ему хозяйством. Картину он увидел удручающую. Раненых и больных лечить оказалось негде, нечем, некому. Думаю, фраза понятна, но на всякий случай немного расшифрую её: для оказания мало-мальски квалифицированной помощи страждущим у медицинского ведомства не хватало всего — госпиталей и лазаретов, эвакуационных пунктов и транспорта, медикаментов и инструментария, хирургов и вообще медицинских работников всех специальностей, продуктов, белья постельного и нательного, одеял, расходных материалов… Николай Николаевич в своих записках ссылался на дневники барона Будберга; мне доводилось их читать, равно как и воспоминания других участников «белого» движения о состоянии медицинского обеспечения военнослужащих (я не говорю, что у «красных» или «зелёных» дело обстояло лучше — просто в данном тексте речь идёт о трагедии армии Колчака).
Что же касается эвакуационных обозов, которые требовалось формировать Николаю Волкову, тут оказался ещё больший провал (хотя говорить о сравнительной шкале тут особо не приходится). С фронта требовалось вывозить раненых и больных, а вывозить их оказалось нечем и некем. Не имелось не только вагонов, но и лошадей, повозок, даже сбруи.
Николай Николаевич с отчаянием писал о том, что сотни классных и прекрасно оборудованных вагонов стоят на тупиковых и запасных путях, в то время как раненых перевозят в грязных «теплушках», изначально предназначенных для перевозки скота. Ну а хорошие, «классные», приспособлены для размещения штабов, всевозможных канцелярий и проживания старших тыловых чинов армии.
Волков пытался обратиться с этим вопросом к самому Колчаку, однако пробиться к «Верховному» не сумел — свита не допустила. При этом автор отмечал, что тыловые организации оказались невероятно раздуты по штатам, что здесь процветали пьянство, разнузданный разврат, казнокрадство, что слишком многие офицеры использовали все возможности, только бы уклониться от фронта.
Пользуясь возможностью поживиться, купечество сговорилось придержать товары, чтобы впоследствии реализовать подороже, чем провоцировало ещё большее разворовывание казённого имущества с военных и интендантских складов с последующей его распродажей.
Впрочем, всё это — только для того, чтобы показать настроение Волкова в момент вступления в должность.
Ну и в качестве реплики… Конфликт мировоззрений «окопников» и «тыловиков» — тема извечная. Всё, о чём говорится и о чём пойдёт речь дальше — это точка зрения Николая Николаевича, абсолютно истинная, потому что он ситуацию видел именно так. А кому-то она виделась иначе… Единой и всеобщей правды для всех и вся никогда не было, нет и не будет — истина остаётся несокрушимой: правда у каждого своя. Правда — это персональный субъективный взгляд конкретного человека на объективно свершившийся факт.
Как уже сказано, Николай Николаевич за дело взялся активно. Благо, в Управлении местного отделения Красного Креста пошли ему навстречу и даже средства отпускали если и не слишком щедро, то во всяком случае, в относительном достатке. Поскольку нередко приходилось действовать через посредников и барышников, отпускались деньги и на их «маржу» (признаться, такая непривычная щедрость чиновничества провоцирует вопросы, ну да только не о том речь).
О том, чтобы чётко и планомерно вывозить раненых и больных из прифронтовой полосы и доставлять их в госпитали железнодорожным транспортом, не могло идти и речи — «чугунка» не справлялась с военными перевозками, и санитарные поезда пропускали во вторую (а то и с большей нумерацией) очередь. Ставку приходилось делать на гужевый транспорт.
Следует признать, что Николай Николаевич к своей новой должности подошёл системно.
Первым делом Волков озаботился проблемой лошадей. В ближайшей округе на нужды фронта уже отобрали всех коняг, способных хоть на что-то. Николай Николаевич сумел организовать закупку и доставку в Омск лошадей из-под Семипалатинска, Бийска и Барнаула; чтобы оценить ситуацию, взгляните на карту и прикиньте плечо доставки! Соответственно, дело долгое и хлопотное, да и лошади, которых доставляли, зачастую оказывались неприученные к тяглу, полудикие. Но в результате вопрос хоть как-то начал решаться.
Параллельно решался вопрос о заготовке собственно повозок и упряжи. Почуяв выгоду, оборотистые мужики в Омске начали срочное производство всего необходимого для гужевого транспорта — задействованы плотники, скорняки, шорники. Николай Николаевич организовал даже кузнечную мастерскую — лошадей требовалось подковать, наладить производство ободов для колёс и, в преддверии надвигавшейся зимы, полозьев для саней.
Параллельно Николай Николаевич организовал пошив и поставку белья для постелей раненых. Для этого он сумел даже разжиться швейными машинками. Они и сами по себе стоили немалых денег, а иголки для них вообще являлись невероятным дефицитом — шли едва не на уровне валюты.
…В трёх предыдущих абзацах общими мазками обрисован невероятный объём работы, проделанный Волковым. Но он добился главного: санитарные обозы начали формироваться, и они начали выполнять свою функцию: эвакуацию раненых и больных из прифронтовой полосы в тыл.
В середине сентября 1919 года стало ясно, что «белая» армия адмирала Колчака фронт не удержит, и предстоит глобальное отступление. При правительстве «Верховного» пришлось формировать специальную Комиссию по эвакуации. Дело вроде как полезное и важное, только реальными полномочиями мертворождённая структура не обладала никакими, а те, которые ей вменялись, оставались пустыми декларациями, абсолютно никакими реальными средствами не подкреплёнными.
Во всяком случае, так картина виделась нашему герою — человеку сугубо штатскому и, соответственно, к военным, особенно к генералитету, относившемуся с привычным пренебрежением русского интеллигента.
Председателем Комиссии стал Леонид Устругов (Волков его называет министром путей сообщений Омского правительства, но по официальным данным Леонид Александрович являлся заместителем министра, начальником военных сообщений «белой» армии). В состав Комиссии вошёл и наш герой — Николай Николаевич Волков, ещё недавно скромный чиновник при Управлении железной дороги, а теперь полномочный представитель местного отделения Красного Креста.
В своих воспоминаниях Николай Николаевич с досадой и унынием писал о том, какая неразбериха царила в Комиссии. Слишком многие заботились только об одном: как бы эвакуироваться самому, да чтобы при этом урвать что-то для проживания на чужбине. За обладание вагонами и особенно паровозами шла отчаянная борьба, и побеждал в ней тот, кто сильнее, а не тот, кто имел больше формальных прав. О том, что творится на фронте, особо не думали и не заботились…
Достаточно сказать, что сам адмирал Колчак заседание Комиссии не посетил ни разу.
Один из немногих членов Комиссии, о ком автор воспоминаний писал добрые слова, стал уже названный Леонид Устругов, её председатель. Он проявлял большую активность и расторопность, а главное — искренне болел за дело. Только вот реально сделать он мог не так много. Впоследствии Устругов работал в команде генерала-путейца Дмитрия Хорвата, воспоминания которого я рекомендую почитать всем, кто интересуется историей Гражданской войны на Дальнем Востоке. Справки об этих деятелях, к каждому из которых я отношусь с симпатией, помещу в конце текста.
Для полноты картины следует написать ещё несколько слов вот по какому поводу. Полугодом ранее Устругов от имени и по поручению правительства Колчака подписал соглашение с соответствующим подразделением администрации союзников о совместном управлении Транссибирской магистралью. Как это привычно для России: хотели как лучше, а получилось — сами знаете как… Следствием того соглашения о двоевластии стала полная неразбериха в управлении железнодорожным движением, что ещё больше усугубилось в условиях массовой эвакуации — по мере того, как падал авторитет самого Колчака, а его армия откатывалась на восток, администрация союзников стремилась обеспечить транспортом в первую очередь соотечественников (что, по большому счёту, вполне объяснимо).
Данное решение опосредованно повлияло на судьбу нашего героя. Об этом в дальнейшем ещё пойдёт речь.
Изначально Николай Николаевич Волков намеревался с семьёй остаться в Омске — как человек невоенный и не воевавший, как чиновник железнодорожного ведомства, а также сотрудник Общества Красного Креста, он вполне резонно рассчитывал на лояльность со стороны Советской власти.
Однако судьба распорядилась иначе.
.
Служба Н.Н. Волкова в Олонецком крае: https://starodymov.ru/?p=49258
Военная медицина: https://starodymov.ru/?p=2391
Воспоминания Ростопчина об эвакуации Москвы: https://starodymov.ru/?p=25582
Транссиб: https://starodymov.ru/?p=43344
К записи "Николай Николаевич Волков. Организация эвакуации раненых из прифронтовой полосы в тыл" пока нет комментариев