3 ноября 1895 года – родился Эдуард Багрицкий,

советский поэт и переводчик.

Можно сколько угодно (и совершенно бесперспективно) спорить о том, чего больше принёс 1917 год нашему Отечеству – добра или боли. Я сейчас – только об одном аспекте, даже только об одном фрагменте этой нескончаемой полемики.

Именно Революция позволила проявить себя целой плеяде литераторов, в данном случае, одесского разлива.

Судите сами:

Юрий Олеша: https://starodymov.ru/?p=33480

Илья Ильф: https://starodymov.ru/?p=24567

Валентин Катаев: https://starodymov.ru/?p=23987

Лев Славин:

Семён Кирсанов:

Вера Инбер

И др.

И среди них – Эдуард Дзюбан, известный нам как Багрицкий.

Его «Смерть пионерки» все мы знали со школьной скамьи.

Творческое начало у будущего поэта со всесоюзной известностью проявлялось постепенно. В частности, ещё до Первой мировой войны он начал публиковать свои первые стихи в одесских газетах и рукописных изданиях. Во время Первой мировой войны он некоторое время служил делопроизводителем во Врачебно-писательском отряде Всероссийского союза помощи больным и раненым (каких только курьёзов не знает матушка-история!). В этом качестве участвовал в Персидском походе отряда генерала Николая Баратова 1915 года.

После Революции вступил в Красную армию, где служил в политотделе и писал революционные агитки. Впоследствии служил на Юге Украины. Перебрался в Москву… Где и упокоился в 1934 году.

Обращает на себя тот факт, насколько в судьбе нашего юбиляра сыграла положительную роль корпоративная солидарность: его заметно поддерживали коллеги, помогали в судьбе и творчестве.

Творчество Багрицкого неоднозначно. Его поэма «Февраль» уже сколько десятилетий вызывает споры специалистов… Но тут уж – пусть специалисты разбираются, насколько допустима пропаганда преступности под личиной восстановления попранной национальной справедливости. Лично у меня сомнений нет: насиловать женщину нельзя ни в коем случае, даже если это образный показ бунта угнетённого еврейства против нехорошей царской России. Даже убийство при каких-то обстоятельствах может быть оправданно – фактическое сексуальное насилие оправдания не имеет.

Даже если это аллегория. Или иначе: тем более, если это аллегория.

Сын его Всеволод погиб на фронте в 1942 году – он, имея серьёзные проблемы по здоровью, добился отправки на фронт, служил военным корреспондентом в печальной памяти 2-й Ударной армии.

.

Персидский поход Баратова: https://starodymov.ru/?p=49133