Изначальная публикация: https://starodymov.ru/?p=49136

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=49186

Правило на все времена: нет аттестата о среднем образовании — закрыт путь в университет. Однако в этом вопросе во времена оны имелась нехитрая лазейка: желающим разрешалось посещать лекции в качестве т. н. вольного слушателя. Чем и воспользовался Николай. Он стал, как бы это сказать, «внештатным студентом» юридического факультета Киевского университета, на котором в течение какого-то времени достаточно успешно овладевал знаниями.

Но только его натура и тут проявилась.

…И вот тут я позволю себе первое серьёзное отступление от повествования, чтобы выразить свою точку зрения на последующие события. Оно, конечно, слов нет, Платон, то бишь Николай Николаевич, мне очень симпатичен, однако куда ж деваться от дорогостоящей истины?..

С младых ногтей я воспитывался на идеях социализма и ленинизма. Вполне понятно, что и историю, в данном случае речь идёт об отечественной, воспринимал под соответствующим достаточно догматическим углом. Однако же со временем во мне вызрело понимание, что мыслящий человек не может всю жизнь оставаться на незыблемо непоколебимых позициях — чтение и беседы с инакомыслящими людьми непременно привносят коррективы в систему воззрений Личности, которая желает познать тайны бытия. Это основа диалектического материализма, который я считаю непреложной основой познания мира…

…Во второй половине XIX столетия высшие учебные заведения Российской империи, и в первую очередь университеты, стали подлинными рассадниками вольнодумства, бунтарства, а впоследствии и революционных настроений. С детства помню картину (в смысле художественное полотно), на которой юный Володя Ульянов в накинутой студенческой куртке ведёт за собой соучеников в светлое будущее… Учебники и преподаватели нам внушали, что студенчество готовило базу будущей революции, прогрессивные профессора их в этом поддерживали, в то время как нехорошие мракобесы-ретрограды всячески стремились прогрессивные устремления студенчества затормозить и заморозить.

На уровне официальной демагогии эпохи социалистического реализма картина формировалась складная и стройная. В юности она не вызывала у меня кардинальных вопросов и сомнений. Но потом я начал знакомиться с фактами, не просто принимать сказанное на веру, а задумываться над ними — за что ратовали революционеры, и чего хотели консерваторы. И как-то убеждения молодости начали расшатываться-размываться. «Партия умеренного прогресса в рамках закона» мне становилась всё ближе, чем «Весь мир насилья мы разрушим до основанья» тем же насилием со стороны людей, которые фигурировали в песне, кто «был ничем»… Беда, что срединного пути между этими двумя крайностями как-то не придумывается.

Но вернёмся к данной конкретной публикации. Ключевой вопрос: а почему университет, любое другое учебное заведение должно становиться революционным клубом? Почему в них должно происходить не насыщение знаниями, а пропитка бунтарством?

Господа (или товарищи) либералы и бунтовщики! Хотите изменения существующего строя? Ваше право. Выходите на митинги, создавайте революционные кружки, распространяйте свои идеи, проводите их пропаганду, зовите на баррикады… Но вне стен альма-матер!

Университет — место, где постигают науку, где политику и мировоззрение изучают, но не занимаются агитацией за свержение существующей власти. Можно, конечно, в принципе, допустить дискуссию по политическим вопросам в рамках учебной программы, однако со звонком она должна завершиться.

Моя точка зрения: любой студент, который пытается превратить учебное заведение в якобинский клуб, может вполне законно подвергаться наказанию со стороны руководства вуза, а то и правоохранительных органов. И уж тем паче это относится к «вольнослушателям», которым — так и быть! — снисходительно дозволено посещать занятия без сдачи вступительных экзаменов.

И второе. Общеизвестно, что безнаказанность развращает. Как только по отношению к малолетнему правонарушителю раздаётся слащавое «он же ребёнок» — жди, что у него появятся последователи. Принцип неотвратимости наказания имеет приоритетной целью не карательную, как нередко считают, а профилактическую функцию: предотвратить последующие правонарушения — его несоблюдение провоцирует нарастание преступности.

Власти, судя по всему, не сразу оценили опасность студенческого вольнодумства. Вернее, не духовного бунтарства как такового, а того факта, что оно в учебных учреждениях не пресекалось. И вскоре многие студенты начали свободу мысли воспринимать как вседозволенность волеизъявления. Апофеозом этого явления стала всероссийская студенческая забастовка, прошедшая в феврале 1899 года.

Вовсе уж вопиющим случаем стали события, произошедшие в том же Киевском университете в 1901 году. Несколько студентов скопом изнасиловали девушку. По распоряжению руководства их определили в карцер. И в защиту этих мерзавцев (а как ещё назвать насильников?) поднялось студенчество всей России!.. В результате власти пошли на попятную, насильники стали героями, ряды бунтарей пополнились уверовавшей в безнаказанность частью молодёжи с сомнительными представлениями о морали, в то время как искренние защитники строя вдруг осознали своё бессилие перед нарастающим бунтом.

.

В развитие темы «Дело Кассо»: https://starodymov.ru/?p=36682