3 октября 1735 года – фактическое завершение общеевропейской Войны за польское наследство.

С полтысячи лет Европу сотрясали бесконечные войны за чьё-то наследство. Причина проста: после того, как в Старом Свете более или менее оформились государственные образования, повелось, что монархами могут становиться только представители некоторых династий, ведших родословную исключительно от царя Гороха. Однако корон в Европе не хватало на всех отпрысков монарших фамилий, и потому, едва какой-то трон освобождался, за него тотчас начиналась драка. И абсурд состоял в том, что нередко каждый из соперников формально и в самом деле имел право на корону. Ситуацию запутывало ещё больше то, что, скажем, императора Священной Римской империи германского народа избирали курфюрсты – правители некоторых центральноевропейских относительно независимых государств, а короля Польши – непредсказуемая шляхта… В общем, бардак полный, в котором попробуй ещё разобраться…

Так вот, в феврале 1733 года умер польский король Август II Сильный – тот самый, при котором королевская власть в стране здорово ограничилась в пользу шляхты, и последними словами которого стали «Вся жизнь моя была единым непрерывным грехом». И за освободившийся престол тут же разгорелась борьба. Она вполне могла бы превратиться в шляхетский рокош, в гражданскую войну всех против всех… Однако в ситуацию вмешались внешние силы – все соседние государства желали иметь на польском троне своего ставленника. А таковых оказалось всего двое. Это: Станислав Лещинский, притязания которого поддерживал его зять, французский король Людовик XV, а также Швеция, пусть и не столь активно, и Фридрих Август II, саксонский курфюрст, ставленник, соответственно, Австрии. Россия, кровно заинтересованная в лояльности соседа, поддержала ставленника Вены.

Сторонники Лещинского имели в сейме численный перевес, и провозгласили его своим королём. Однако… Франция – она вона где, а Австрия с Россией туточки, под боком. Когда в Варшаве начались волнения, Анна Иоанновна направила в поддержку Фридриха Августа корпус под командованием генерал-поручика Петра Ласси, который обеспечил альтернативные выборы. Оговоримся, что немаловажную роль в решении Анны Иоанновны сыграл факт, что её протеже обещал со временем уступить Курляндию её фавориту, Эрнсту Бирону – и как не порадеть родному человечку!.. Ну и ещё отметим, что Франция к этому времени увязла в войне с Австрией, и хотя одерживала победы, но всё же реально помочь своему ставленнику не могла.

Так что пришлось Лещинскому из Варшавы бежать – он укрылся в Данциге/Гданьске, где, понимая обречённость своих притязаний, по сути, отказался от короны в пользу своего соперника, принявшего корону под именем Августа III. Однако русское войско осадило Гданьск, считая его гнездом оппозиции. Людовик XV направил на помощь родственнику эскадру кораблей с двухтысячным десантом. Однако подошедшая эскадра русского Балтийского флота отогнала французскую эскадру, заблокировав осаждённых с моря, после чего исход войны можно было считать предрешённым. Русский корпус, которым теперь командовал генерал-фельдмаршал Бурхард Миних, после полугодичной осады овладел городом, и французские мусью, блокированные на острове в устье Вислы, оказались в русском плену. Что касается самого Лещинского, он своевременно из города бежал, укрывшись под крылышком венценосного зятя во Франции, представив своим сторонникам воевать за него без него. Сколько в истории подобным фактов – неисчислимое множество!

Между тем, высвободившийся русский экспедиционный корпус двинулся на помощь союзной австрийской армии. Людовик XV тут же предложил Вене перемирие, которое и было принято; правда, Австрии пришлось уступить противнику некоторые территории.

Таким образом, 3 октября 1735 года война за польское наследство благополучно завершилась – пока реально, а формально соответствующие межгосударственные договора будут подписаны в Вене в 1738 году. Государыня Анна Иоанновна, которая в отечественной историографии котируется не особенно высоко, в этот раз заслуживает добрых слов.

Таким образом, в результате данной войны Россия оказалась в выигрыше. Авторитет её на европейской арене заметно возрос. На польском троне воссел лояльный нам монарх…

Станиславу Лещинскому в качестве отступного пришлось довольствоваться короной герцога Лотарингского. В Западной Европе произошло также некоторое перераспределение корон на другие головы.

И в завершение. По справочникам кочует утверждение, что оборона Гданьска – первое сражение, в котором друг другу противостояли русские и французские войска. Это не совсем так. Дело в том, что ещё в период Смутного времени контингент французских наёмников оборонял крепость, которая сегодня известна как Старая Ладога. Хотя, конечно, масштаб боевого столкновения численно несопоставим.

.

Август Сильный (признаюсь, что в публикации, на которую я ссылаюсь, допущена хронологическая ошибка): https://starodymov.ru/?p=43755

Людовик XV: https://starodymov.ru/?p=48392

Анна Иоанновна: https://starodymov.ru/?p=36934

Пётр Ласси: https://starodymov.ru/?p=38371

Эрнст Бирон: https://starodymov.ru/?p=35642

Бурхард Миних: https://starodymov.ru/?p=26933

Пример того, как правители бежали, бросая подданных на погибель: https://starodymov.ru/?p=42099

Старая Ладога и французские наёмники: https://starodymov.ru/?p=36438