Василий СУХОМЛИНСКИЙ

(1918-1970)

О серии: https://starodymov.ru/?p=48562

Замечательный советский педагог-новатор. Он провозгласил ребёнка высшей ценностью, с чем никто, думаю, не станет спорить. Но при этом не возвёл тезис «онжеребёнок» в абсолют.

Цитаты приведены по его главное книге: «Сердце отдаю детям».

По некоторым афоризмам я высказываю свою точку зрения, которая не всегда совпадает с авторской… Ну да куда ж деваться – автор и сам предлагает нам побольше мыслить самостоятельно.

Мышление начинается с удивления.

Блестяще сказано! Я настолько радуюсь, когда мне внуки задают неожиданные вопросы! Захар: «А почему когда самолёт взлетает, хвостом не чиркает по полосе?»… Богдан: «А почему из одного облака дождь идёт, а из другого нет?»… И понимаешь: мыслительный процесс у деток идёт!

См.: https://starodymov.ru/?p=48299

.

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.

И тут не поспоришь… Только одна реплика: но вот как воспитать доброту, наверное, не скажет ни один педагог. Она как-то сама формируется в душе; или не формируется…

.

Учить чувствовать – самое трудное, что есть в воспитании.

Наверное, точнее сказать со-чувствовать. Для того, чтобы чувствовать, достаточно физиологических рецепторов, а вот для того, чтобы уметь сочувствовать, необходимы рецепторы души.

.

Чтобы не превратить ребёнка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать.

А что уж говорить о дне нынешнем, когда упомянутые «хранилище и кладовую» можно носить в кармане!..

.

То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным.

Не нравится мне слово «обязан» в данном контексте. Пусть будет «следовало бы запомнить».

.

Испытывая безразличное к себе отношение, ребёнок теряет чуткость к добру и злу.

Ну, тут не могу судить…

.

Не уводите ребёнка от мрачных сторон человеческой жизни. Пусть дети знают, что что в нашей жизни есть не только радости, но и горе.

В общем-то я согласен. Но только использовать этот тезис следует в меру. Пусть в представлении ребёнка о нашем мире превалируют всё же светлые тона. Пусть он растёт позитивчиком.

.

Жить в обществе – это значит уметь поступиться своими радостями во имя благополучия, покоя других людей.

А может лучше радостями поделиться, а не поступиться?

.

Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего, вырастают бездушные, бессердечные люди.

Наверное, так оно и есть.

.

Умение управлять желаниями – в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке – источник человечности.

Как-то однобоко получается. Человечность всё же куда более сложное понятие, чем способность человека к саморегулированию

.

Одно из самых ценных качеств воспитания – человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери.

Ох, только как достичь этого идеала!

.

Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии, когда горе другого становится его личным горем.

Наверное, не только горе, но и проблемы, заботы, хлопоты какие-то… Лучше уж не ждать истинного горя, а стать другом и братом без него.

.

Только тот может стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребёнком.

Вот это – в точку!

.

Мы, учителя, имеем дело с самым нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в природе, – с мозгом ребёнка.

Как-то слишком материалистически… Наверное, всё же с сознанием… Собственно мозгом путь другие специалисты занимаются, не педагоги.

.

Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей.

А почему же тогда в одной семье вырастают настолько разные дети?.. Зеркала разные?..

Если сказать, что «Нравственные качества ребёнка – это зеркало…», то с такой формулировкой я бы ещё согласился, пусть и с какими-то оговорками.

.

Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

Пожалуй…