Василий СУХОМЛИНСКИЙ
(1918-1970)
О серии: https://starodymov.ru/?p=48562
Замечательный советский педагог-новатор. Он провозгласил ребёнка высшей ценностью, с чем никто, думаю, не станет спорить. Но при этом не возвёл тезис «онжеребёнок» в абсолют.
Цитаты приведены по его главное книге: «Сердце отдаю детям».
По некоторым афоризмам я высказываю свою точку зрения, которая не всегда совпадает с авторской… Ну да куда ж деваться – автор и сам предлагает нам побольше мыслить самостоятельно.
Мышление начинается с удивления.
Блестяще сказано! Я настолько радуюсь, когда мне внуки задают неожиданные вопросы! Захар: «А почему когда самолёт взлетает, хвостом не чиркает по полосе?»… Богдан: «А почему из одного облака дождь идёт, а из другого нет?»… И понимаешь: мыслительный процесс у деток идёт!
См.: https://starodymov.ru/?p=48299
.
Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.
И тут не поспоришь… Только одна реплика: но вот как воспитать доброту, наверное, не скажет ни один педагог. Она как-то сама формируется в душе; или не формируется…
.
Учить чувствовать – самое трудное, что есть в воспитании.
Наверное, точнее сказать со-чувствовать. Для того, чтобы чувствовать, достаточно физиологических рецепторов, а вот для того, чтобы уметь сочувствовать, необходимы рецепторы души.
.
Чтобы не превратить ребёнка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать.
А что уж говорить о дне нынешнем, когда упомянутые «хранилище и кладовую» можно носить в кармане!..
.
То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным.
Не нравится мне слово «обязан» в данном контексте. Пусть будет «следовало бы запомнить».
.
Испытывая безразличное к себе отношение, ребёнок теряет чуткость к добру и злу.
Ну, тут не могу судить…
.
Не уводите ребёнка от мрачных сторон человеческой жизни. Пусть дети знают, что что в нашей жизни есть не только радости, но и горе.
В общем-то я согласен. Но только использовать этот тезис следует в меру. Пусть в представлении ребёнка о нашем мире превалируют всё же светлые тона. Пусть он растёт позитивчиком.
.
Жить в обществе – это значит уметь поступиться своими радостями во имя благополучия, покоя других людей.
А может лучше радостями поделиться, а не поступиться?
.
Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего, вырастают бездушные, бессердечные люди.
Наверное, так оно и есть.
.
Умение управлять желаниями – в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке – источник человечности.
Как-то однобоко получается. Человечность всё же куда более сложное понятие, чем способность человека к саморегулированию
.
Одно из самых ценных качеств воспитания – человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери.
Ох, только как достичь этого идеала!
.
Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии, когда горе другого становится его личным горем.
Наверное, не только горе, но и проблемы, заботы, хлопоты какие-то… Лучше уж не ждать истинного горя, а стать другом и братом без него.
.
Только тот может стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребёнком.
Вот это – в точку!
.
Мы, учителя, имеем дело с самым нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в природе, – с мозгом ребёнка.
Как-то слишком материалистически… Наверное, всё же с сознанием… Собственно мозгом путь другие специалисты занимаются, не педагоги.
.
Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей.
А почему же тогда в одной семье вырастают настолько разные дети?.. Зеркала разные?..
Если сказать, что «Нравственные качества ребёнка – это зеркало…», то с такой формулировкой я бы ещё согласился, пусть и с какими-то оговорками.
.
Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.
Пожалуй…
К записи "Ко Дню знаний. Василий Сухомлинский – сколько же мыслей рождают его утверждения!" пока нет комментариев