НАВСТРЕЧУ ДНЮ ЗНАНИЙ
АФОРИЗМЫ
Борис Глинский
О роли учителей в жизни общества, и, главное, в воспитании будущего нации, сказано и написано немало. Да что там немало – очень много.
К сожалению, в нашей действительности в этом вопросе не всё обстоит благополучно, ну да оставим разговор о проблемах для другого раза.
Сейчас я хочу открыть небольшую серию подборок высказываний известных людей об учителях и педагогическом процессе. Повод для этого понятен: через неделю начинается новый учебный год, и поговорить о том, что грызть гранит науки утомительно, но необходимо, в самый раз.
А начну я эту серию вот с чего.
Некоторое время назад сын нам подарил забавных сувенир. Несколько упаковок чайных пакетиков; и каждая упаковка оказалась посвящена какой-то теме. Одна – так и называлась «Об учителях». Каждый пакетик в упаковке оказался заключён в крохотную папочку, на которой приведена подборка цитат какого-то известного человека.
Я перепечатал эти высказывания. И разместил авторов высказываний в алфавитном порядке.
Начинается моя серия с подборки цитат Бориса Глинского.
.
Глинский Борис Борисович (1860-1917) – русский публицист, писатель, общественный деятель.
Патриот, национал-прогрессист, конституционалист. С восторгом принял Февраль, поддержал Корниловское выступление, за что подвергся гонениям со стороны Временного правительства. Умер в декабре 1917 года.
Автор ряда публикаций. В данном случае для нас интересно его исследование «Царские дети и их наставники».
Итак, Глинский – о педагогике.
.
Семена, заложенные в детскую душу, дают со временем и соответствующий плод. О качествах и недостатках этого плода в значительной мере и можно судить по его семени.
Несомненно. И всё же хочется уточнить и о генетике, и о среде, в которой произрастает ребёнок…
См.: https://starodymov.ru/?p=31579
.
Окружай себя достойными тебя помощниками: слепое самолюбие царя, удаляющее от него людей превосходных, предаёт его на жертву корыстолюбивым рабам.
Корыстолюбивые рабы… Насколько это актуально во все времена!
См.: https://starodymov.ru/?p=14775
.
Сокровищница просвещения царского есть история, наставляющая опытами прошедшего, ими объясняющая настоящее и предсказывающая будущее.
Так-то это так… Только вот для прогнозирования будущего каждый легко может подобрать примеры прошлого, которые самому пророку представляются наиболее подходящими для выстраивания гороскопа.
См.: https://starodymov.ru/?p=47203
.
Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединённое с нравственностью. Человек, знающий, но не нравственный, – будет вредить, ибо, и с добрыми намерениями, не будет знать способов действия.
На мой взгляд, в данном тезисе заключается неразрешимое противоречие. Несомненно, обогащение ребёнка знаниями должно сочетаться с нравственным воспитанием. Беда только в том, что так должно бы происходить повсеместно, во всех школах, с детьми всех социальных классов, конфессий, материального достатка. Если же в вопросах нравственного воспитания процветает процесс, описанный Крыловым в басне «Лебедь, рак и щука», то как раз нравственно воспитанные останутся в откровенном проигрыше.
Прочитайте притчу про коня и трепетную лань: https://starodymov.ru/?p=7511
.
Царские дети в Московский период русской истории воспитывались и обучались как и дети боярские. О просвещении их заботились мало: даже письму их учили мало, и многие из царских грамотеев умели только подписывать с грехом пополам своё имя.
Ну, справедливости ради добавлю, что в ту пору и правители других государств не особо блистали грамотностью.
.
Стремясь развить в детях, и в первую очередь в Александре, здравые понятия, вкус к изящному, Екатерина сама составила для них «Бабушкину азбуку», а также сочиняла, в тех же видах, сказки, из коих до нас дошла сказка «Царевич Хлор».
Взаимоотношения Екатерины, Павла и его детей – вообще необъятная тема для исследований педагогов и особенно психологов.
.
Программа обучения тогдашних женщин была очень ограниченная. От них требовалось, чтобы они, входя в комнаты, умели непринуждённо кланяться, делать реверансы, знали бы наиболее распространённые танцы…
Ну, тут без комментариев.
.
Будь верен слову; без доверенности нет уважения, неуважаемый – бессилен.
По первым двум тезисам – никаких вопросов. А вот по третьему – можно высказать скепсис: если неуважаемый богат, или обладает неким иным ресурсом, назвать его бессильным вряд ли оправданно. Афоризмы – штука хорошая, но жизнь куда богаче оттенками.
.
Уважай народ свой; тогда он сделается достойным уважения.
Данное наставление я бы приводил в качестве эталона пустопорожней демагогии. Внешне выглядит красиво и убедительно, да только если вдуматься – пустой как мыльный пузырь.
.
Дверь учебной комнаты, по его мнению, во время уроков должна быть неприкосновенная; никто не должен позволять себе входить в неё, пока царственный ученик занят с учителем, из этого правила не должно делать исключений даже для родителей, т.е. для государя и государыни.
.
Вот на этом несомненном тезисе и завершим.
К записи "Навстречу Дню знаний. Афоризмы известных людей." пока нет комментариев