16 июля 1945 года – советская делегация во главе со Сталиным прибыла в Берлин.
(Текст доработанный и допоненный)
О Потсдамской конференции много рассказывать нет необходимости: она разобрана куда более квалифицированными специалистами буквально по косточкам.
А потому я расскажу немного о фактах, менее известных. В частности, о том, как Сталин ехал в Потсдам.
Известно, что вождь летать самолётом не любил, и пользовался этим видом транспорта исключительно редко. Боязнью это объяснить, или какой другой причиной – неважно для данной темы.
По этой причине, когда стал вопрос о том, как добираться до Берлина на конференцию, вопросов не возникало: только поездом.
Для начала приведу выдержку из своей давней публикации – об обеспечении безопасности поездки.
«…хотелось бы отметить, что в охране Сталина в период Потсдамской конференции в 1945 году (операция «Пальма») принимало участие значительно большее число сотрудников органов безопасности. Так, в районе, где размещалась советская делегация и где проходила конференция, было сосредоточено семь полков НКВД и полторы тысячи самых опытных оперативников. В самом дворце находились 1000 солдат и 150 оперативных работников советских органов безопасности. А для того, чтобы со Сталиным ничего не случилось во время его следования в поезде из Москвы в Германию и обратно, за состоянием полотна и обстановкой в пятикилометровой зоне вдоль железной дороги следили 17.140 бойцов НКВД, огромное число оперработников, а также бронепоезда».
Теперь – о собственно поездке.
Мне довелось в своё время прокатиться до Орехово-Зуево в спец-вагоне, который некогда был закреплён за Лазарем Кагановичем. Что и говорить: весьма комфортно, конечно, хотя и без излишеств – функциональный аскетизм, я бы сказал!.. Думаю, что «литерный» состав тов. Сталина по внутреннему убранству не слишком отличался от увиденного.
Главное, что следует отметить, это то, что поезд оказался очень тяжёлым – известен случай (как минимум, один), когда он не смог преодолеть не такой уж значительный подъём. Поэтому в качестве локомотива во время поездки в Германию использовался американский тепловоз, полученный по ленд-лизу. В Советском Союзе в былые времена имелись свои наработки по строительству тепловозов, в частности, этим занимался наш замечательный конструктор Яков Гаккель. Однако по объективным причинам мы от Запада отставали, и железнодорожный транспорт в основном оставался на паровозной тяге. А старичок паровоз, даже самый совершенный, изначально по своему кпд уступал тепловозу.
Сталин, отличавшийся наблюдательностью и любознательностью, обратил внимание на необычный локомотив, подошёл осмотреть его, поговорил с бригадой, поинтересовался причинами, по которым именно ему доверили тянуть столь важный эшелон…
В одной из предыдущих публикаций уже говорилось о трудностях, которые в июле 1945 года стояли перед Службой военных сообщений и Народным комиссариатом железнодорожного транспорта. Сложные вопросы пришлось решать и здесь… О двух скажу коротко.
Прежде всего: из Действующей армии началось массовой возвращение фронтовиков на территорию Советского Союза. Нам часто показывают хронику прибытия таких эшелонов… Понятно, что не каждый поезд встречали ликующие толпы. Но ветераны готовились к приезду домой, они соскучились, они торопились… И эшелоны с демобилизованными солдатами следовали один за другим.
И вдруг по всей линии от Берлина до Москвы все «дембельские» поезда загнали в тупики и держали там без объяснения причины и объявления сроков. О том, что трассу расчищают для прохождения «литерного», в котором едет «сам Сталин», конечно же, никто не знал. И открыли им зелёный свет только после того, как сталинский поезд проследовал на запад.
И второе обстоятельство. На протяжении войны по всей трассе что полотно, что мосты и другие сооружения, неоднократно взрывали – то наши при отступлении, то партизаны, то немцы, то авиация… А потом восстанавливали… И некоторые мосты ставили военные сапёры как временные – и рассчитаны они были именно для прохождения штатных составов. А тут – тяжеленный бронированный поезд!.. Что и говорить: чревато!
Сталин, человек эрудированный, не мог не знать историю с крушением поезда, в котором некогда ехал император Александр III с семьёй. Любой железнодорожник не мог не знать, чем ему грозит малейшее «что-нибудь»…
В ходе описываемого путешествия накладки случались. Однако все они обошлись без последствий со стороны тов. Берии и его команды.
А вот ещё что интересно.
Некоторое время железнодорожники колебались, каким маршрутом ехать. Традиционно из России в Берлин следовали через Кёнигсберг – об этом хорошо и с юмором рассказывается в книжке Николая Лейкина «Наши за границей», написанной примерно году в 1900-м. Однако в описываемом варианте склонились к маршруту через Смоленск–Минск–Брест–Варшаву.
Все мы знаем, что ширина колеи после Бреста разнится от отечественной. А вот о чём я не знал!.. Оказывается, когда Красная армия перешла границу СССР, чтобы не «переобувать» вагоны – процесс довольно трудоёмкий, железнодорожные войска сразу за наступавшими войсками перешивала колею под российский (в смысле ещё дореволюционный) стандарт. Так что до Берлина поезд шёл на тех же колёсных парах, на которых отправился из Москвы.
Ну и ещё один не слишком широко известный факт. 17 июля, вечером дня, когда начала работать Потсдамская конференция, по Восточной Европе прошёл грандиозный ураган.
В частности, он в ряде мест повредил линии связи – порвал провода, повалил столбы… Связь между Берлином и Москвой на некоторое время прервалась, однако её восстановили оперативно, в течение шести часов.
.
Предыдущая публикация о событиях лета 1945 года: https://starodymov.ru/?p=48184
Яков Гаккель – строитель тепловозов: https://starodymov.ru/?p=33651
Железнодорожные войска: https://starodymov.ru/?p=37450
Демобилизация в Красной армии: https://starodymov.ru/?p=47729
Крушение поезда Александра III: https://starodymov.ru/?p=28098
Николай Лейкин, «Наши за границей»: https://starodymov.ru/?p=39433
О железнодорожной колее: https://starodymov.ru/?p=43835
Вопросы связи на войне: https://starodymov.ru/?p=48081
Ну и вспомним о Тегеранской конференции: https://starodymov.ru/?p=28538
К записи "Мой календарь. Накануне начала Потсдамской конференции" пока нет комментариев