2.

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=48174

Скажу совершенно безапелляционно: считаю, что японские вооружённые силы не имели никаких шансов на то, чтобы противостоять Красной армии. Квантунская армия уступала объединённой советско-монгольской группировке по всем без исключения показателям: по численности и выучке личного состава, по количеству и качеству боевой техники, по мастерству командиров всех звеньев.

Какую бы морально-психологическую подготовку ни имели солдаты Страны Восходящего Солнца, каким бы самурайским духом они ни обладали, сколь ни пропитались бы готовностью пожертвовать жизнью по приказу микадо, сколько бы ни воспитали «сухопутных камикадзе» – они, повторюсь, не имели шансов противостоять солдату, победившему гитлеровскую армию.

Япония проиграла войну в тот момент, когда Маршал Василевский только получил задачу от Сталина. Ибо реальный боевой опыт всегда сильнее навыков, полученных в ходе учений, тем более, опыт, подкреплённый реальным превосходством по всем показателям.

…Но до войны оставалось ещё больше месяца. А потому я сейчас хочу поговорить о другом.

Около двух миллионов человек. Свыше 26 тысяч артиллерийских систем. Около двух тысяч самоходных артиллерийских установок. Свыше 3700 танков. Почти 5,5 тысяч самолётов. И даже тысячи и тысячи лошадей – я не нашёл никаких данных об их численности, но гужевый транспорт в ту пору на войне ещё играл весьма и весьма значимую роль.

Далее. Около двух миллионов человеческих желудков, которые трижды в день требовалось накормить и напоить, человеческих тел, которые требовалось одеть-обуть, укрыть от непогоды. Свыше тридцати тысяч орудийных стволов – полевых, самоходных, танковых – требовалось обеспечить достаточным количеством снарядов. А ещё самолёты – патроны нескольких калибров, снаряды, бомбы, ракеты… И для пехоты-матушки – патроны, гранаты, и ещё патроны, патроны, патроны… И для десятков тысяч моторов – топливо, масло, и ещё топливо, топливо, топливо… И для тех же лошадок – тонны и тонны сена и иного фуража…

Далее. Инженерная техника – разминирования, понтоны, прокладки колонных путей, маскировка, обеспечения водой… Техника связи. Технические средства разведки. Средства аэродромного обеспечения. Трубопроводные войска…

А госпитали и медицинское обеспечение боя – для людей. А ветеринарные лазареты… А ремонтная база для техники…

И многое-многое ещё всевозможное, что требуется для взаимного истребления людей, именуемого войной.

Наверное, ты, дорогой читатель, уже понял, о чём речь. Личный состав и технику требовалось перебросить через всю страну с далёкого Запада на Дальний Восток! А все необходимые ресурсы – с заводов и баз, тоже туда же: в район предстоявших боевых действий.

Конечно, я не стану рассказывать во всех подробностях о том, как эта грандиозная операция осуществлялась на практике – по этому поводу имеется вполне достаточно публикаций, подготовленных более профессиональными авторами. Но на некоторых ключевых моментах остановлюсь.

Знаете, с чего началась непосредственная подготовка к той войне?.. С глобальной всесторонней проверки количества и состояния имущества, хранившегося на воинских складах региона, которому предстояло стать прифронтовой полосой. Проверки вскрыли множество недостатков: на фоне лощённой отчётности – нехватка имущества, недоброкачественные продукты и фураж, нуждавшееся в ремонте обмундирование и обувь… Вновь вспомним лошадок – в десятке дислоцировавшихся в регионе дивизий до трети лошадей оказались истощёнными настолько, что не смогли бы выполнять предписанные им функции.

Только в одном воинском объединении под суд попали шестнадцать тыловых работников. В интернете нетрудно найти материалы относительно тех проверок – картина оказалась поистине удручающей.

Правда же, сама собой напрашивается горькая параллель?..

Назовём поимённо начальников, которые взяли ситуацию под контроль и в период боевых действий занимались тыловым обеспечением действующей армии региона: генерал-полковник Василий Виноградов, генерал-полковник В. Вострухов, генерал-лейтенант Д. Андреев, генерал-майор И. Николаев. И скоротечность войны наглядно показала, что они справились с задачей в полной мере.

Основная нагрузка по переброске войск пришлась на железнодорожный транспорт. С него и начнём.

Что нужно для выполнения этой задачи?.. Собственно железнодорожное полотно. Вполне понятно, что за время войны оно постоянно ремонтировалось в оперативном порядке, но навряд ли где занимались ремонтом капитальным – не до жиру. Рельсы, шпалы, стрелки, путепроводы, станционное оборудование, всевозможные сигнальные устройства – всё требовалось проверить и обеспечить бесперебойную пропускную способность.

Вспомним, что в тяжкую осень 1941 года в советском военном руководстве ставился вопрос о расформировании железнодорожных войск, чтобы высвободившиеся части направить на фронт в качестве стрелковых. Благо, нашлись разумные люди, не допустили этого. Как же впоследствии пригодились специалисты-железнодорожники!.. Вспомним, например, в мае-июне 1945 года от Бреста до Берлина протянули ветку с шириной колеи под наш стандарт, и эшелоны могли следовать прямиком, не «переобуваясь».

Расстояние от Берлина до Читы по железной дороге составляет 8088 км. Плюс до Борзи, Хабаровска, Владивостока, других портов края… За Уралом – единственная магистраль, Транссиб. Значительная часть пути – одноколейная. Любая заминка чревата сбоем на всём протяжении этого пути.

Байкало-Амурскую магистраль, которую задумали ещё в 30-е годы, по сути, даже начать не смогли – а как теперь она пригодилась бы!.. Даже то, что успели построить здесь до войны, в период Сталинградской битвы пригодилось в другом качестве: готовые секции снимали и перебрасывали для строительства временной ветки от Астрахани на север вдоль восточного берега Ахтубы.

Соответственно, требовались квалифицированные кадры. Кадры, которые предварительно всё многопрофильное хозяйство подготовят к напряжённой нагрузке, а затем будут эту самую нагрузку обеспечивать бесперебойностью.

В соответствующих материалах приведены совершенно немыслимые данные о количестве поездов и вагонов, которые доставляли перечисленные выше людей и грузы. На конечном пункте требовалось оперативно вагоны и платформы разгрузить и отправить обратно. В условиях однопутной дороги требовалось строжайшее соблюдение графика расхождения встречных составов на разъездах.

А что такое разгрузка?.. Требовалось оперативно переместить доставленный груз из вагона на разгрузочную площадку. Соответственно, требовалось возвести множество сооружений – хотя бы для того, чтобы те же тысячи танков и САУ могли съехать с платформ…

И требовались паровозы, запасы топлива, основные и сменные паровозные бригады, и депо, мастера…

И организовать питание личного состава по пути следования, и кипяток, и помывку, и отхожие места…

Не сомневаюсь, что любой железнодорожник укажет ещё множество составляющих этой грандиозной работы, которую провели работники НКПС и других ведомств в апреле-июле 1945 года; да и в дальнейшем тоже.

А ещё охрана.

И соблюдение режима секретности.

Скажем, для того чтобы японцы не догадались о том, насколько интенсивная идёт переброска войск, разгрузка с эшелонов осуществлялась иной раз за триста километров от границы, а затем техника следовала в район сосредоточения своим ходом – по ночам, с выключенными фарами. И все эти места дислокации и пути следования следовало замаскировать…

Грандиозная работа! И всё это требовалось завершить к 1 августа. Так что у нас ещё будет повод вернуться к событиям на Дальнем Востоке.

И в завершение – ещё несколько имён.

В состав Главного командования Советских войск на Дальнем Востоке входили:

Главнокомандующий – Маршал Советского Союза Александр Василевский: https://starodymov.ru/?p=34176

Заместитель Главнокомандующего – генерал армии Иван Масленников;

Начальник штаба – генерал-полковник Семён Иванов;

Член Военного совета – генерал-полковник Иосиф Шикин;

Командующий ВМС – адмирал флота Николай Кузнецов, Нарком ВМФ СССР: https://starodymov.ru/?p=45110

Командующий ВВС – главный маршал авиации Александр Новиков;

Командующий артиллерией – маршал артиллерии Михаил Чистяков;

Начальник инженерных войск – генерал-полковник инженерных войск Константин Назаров;

Начальник войск связи – генерал-полковник войск связи Николай Псурцев;

Начальник тыла – генерал-полковник Василий Виноградов.

Наркомом путей сообщения СССР на тот момент трудился генерал-лейтенант технических войск Иван Ковалёв.: https://starodymov.ru/?p=26120

Наркомом боеприпасов был генерал-полковник Борис Ванников.