С ДАЛЁКОГО ЗАПАДА НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
В июле 1945 года полным ходом шла переброска войск Красной армии
для войны против Японии
Собственно о ходе Советско-японской войне августа 1945 года мы ещё поговорим. А пока – о событиях июля того же года, предшествовавших этому скоротечному конфликту. А именно: о переброске войск с Запада на Дальний Восток.
Мы признаём, что самая крупная переброска войск морем осуществлена союзниками летом 1944 года – при открытии Второго фронта в Европе. Но самая крупная переброска войск железнодорожным транспортом на столь значительное расстояние – она осуществлена в Советском Союзе ровно 75 лет назад, в июле 1945 года; мы тоже готовились к открытию «второго фронта», только в Японии.
…Командующими фронтами на Дальневосточном Сталин назначил опытных военачальников Великой Отечественной войны. Общее руководство осуществлял Маршал Советского Союза Александр Василевский, который прибыл сюда в первых числах июля под псевдонимом «генерал-полковник Васильев».
Должен признать, что у меня в душе замыслов и желаний рассказать о ком-то подробнее теснится немало. Вот, в частности, о том же Василевском. Служебное продвижение Александра Михайловича отличается от того же пути других Маршалов Победы. Я сейчас не стану сравнивать военные дарования их, но только именно Василевский имел больше опыт теоретических проработок масштабных операций, в то время, как другие – практических действий на поле брани.
По сути, лично Василевский провёл единственную операцию, но зато какую! – взятие Кёнигсберга. И провёл блестяще!
Быть может, ещё расскажу о нём…
И вот именно этому военачальнику, а не кому другому доверили операцию по разгрому Квантунской армии.
Маршалу Александру Василевскому (генералу Васильеву) подчинялись три фронта.
Забайкальский фронт: командующий – Маршал Советского Союза Родион Малиновский; начальник штаба – Матвей Захаров; член Военного совета – генерал-лейтенант Александр Тевченков.
1-й Дальневосточный фронт: командующий – Маршал Советского Союза Кирилл Мерецков; начальник штаба – генерал-лейтенант Александр Крутиков; член Военного совета – генерал-полковник Терентий Штыков.
2-й Дальневосточный фронт: командующий – генерал армии Максим Пуркаев; начальник штаба – генерал-лейтенант Фёдор Шевченко; член Военного Совета – генерал-лейтенант Дмитрий Леонов.
Следует сказать об Амурской военной флотилии, которая действовала в оперативном подчинении командования группировкой. В июле здесь произошла смена командующего – вместо вице-адмирала Фёдора Сидельникова назначили Героя Советского Союза контр-адмирала Неона Антонова. Наверное, с точки зрения общей стратегии в этом имелся резон… Но мне чисто по-человечески досадно за Фёдора Семёновича: под его командованием флотилия подготовилась к операции, а потом приезжает другой дядечка, принимает отлично подготовленное флотское соединение, одерживает с ним победу…
Впрочем, по тому же сценарию развивались события и в сухопутных частях и соединениях. Офицеры и генералы, которые на протяжении ряда лет противостояли японской Квантунской армии, теперь бесцеремонно оттирались в сторону фронтовиками…
Повторю: я безоговорочно признаю справедливость такого решения с точки зрения высшей стратегии. Но мне просто по-человечески досадно за военачальников всех уровней, ещё вчера занимавших ответственные должности, а сегодня переходивших на вторые-третьи роли.
Впрочем, война всё же оперирует иными категориями, чем «досадно» или «личные амбиции». А когда эти понятия выходят на первый план, там начинаются неоправданные жертвы.
Потому просто вернёмся к событиям июля 1945 года.
Кроме того, совместно с советской группировкой против Японии выступила Монгольская армия, которой командовал маршал Хорлогийн Чойбалсан.
Если ничто не нарушит задуманного, непосредственно о боевых действиях и силах сторон поговорим в августе. А пока…
Скажу совершенно безапелляционно: считаю, что японские вооружённые силы не имели никаких шансов на то, чтобы противостоять Красной армии. Квантунская армия уступала объединённой советско-монгольской группировке по всем без исключения показателям: по численности и выучке личного состава, по количеству и качеству боевой техники, по мастерству командиров всех звеньев.
Какую бы морально-психологическую подготовку ни имели солдаты Страны Восходящего Солнца, каким бы самурайским духом они ни обладали, сколь ни пропитались готовностью пожертвовать жизнью по приказу микадо – они, повторюсь, не имели шансов противостоять солдату, в жестокой четырёхлетней войне победившему гитлеровскую армию.
Япония проиграла войну в тот момент, когда Маршал Василевский только получил приказ от Сталина начать подготовку к предстоявшей операции. Ибо опыт всегда сильнее теории, тем более, опыт, подкреплённый, как уже сказано, реальным превосходством по всем показателям.
А потому я сейчас хочу поговорить о другом.
…Около двух миллионов человек. Свыше 26 тысяч артиллерийских систем. Около двух тысяч самоходных артиллерийских установок. Свыше 3700 танков. Почти 5,5 тысяч самолётов.
Далее – другая математика. Около двух миллионов человеческих желудков, которые трижды в день требовалось накормить и напоить, человеческих тел, которые требовалось одеть-обуть, укрыть от непогоды. Свыше тридцати тысяч орудийных стволов – полевых, самоходных, танковых – требовалось обеспечить достаточным количеством снарядов. А ещё самолёты – патроны нескольких калибров, снаряды, бомбы, ракеты… И для пехоты-матушки – патроны, гранаты, и ещё патроны, патроны, патроны… И для десятков тысяч моторов – топливо, масло, охлаждающие жидкости, и ещё топливо, топливо, топливо…
Далее. Инженерная техника – разминирования, понтоны, прокладки колонных путей, маскировка, обеспечения водой… Техника связи. Технические средства разведки. Средства аэродромного обеспечения. Трубопроводные войска…
А госпитали и медицинское обеспечение боя – для людей. А ремонтная база для техники…
И многое-многое ещё всевозможное, что требуется для взаимного истребления людей, именуемого войной.
Наверное, ты, дорогой читатель, уже понял, о чём речь. Всё это требовалось перебросить через всю страну с далёкого Запада на Дальний Восток!
Конечно, я не стану рассказывать во всех подробностях о том, как эта грандиозная операция была осуществлена на практике. Но на некоторых ключевых моментах остановлюсь.
Основная нагрузка по переброске войск пришлась на железнодорожный транспорт. С него и начнём.
Что нужно для выполнения этой задачи?.. Собственно железнодорожное полотно. Вполне понятно, что за время войны оно постоянно ремонтировалось в оперативном порядке, но навряд ли где занимались ремонтом капитальным – не до жиру. Рельсы, шпалы, стрелки, путепроводы, станционное оборудование, всевозможные сигнальные устройства – всё требовалось проверить и обеспечить бесперебойную пропускную способность.
Расстояние от Берлина до Читы по железной дороге составляет 8088 км. Плюс до Борзи, Хабаровска, Владивостока, других портов края… Значительная часть пути – одноколейная. Любая заминка чревата сбоем на всём протяжении этого пути.
Байкало-Амурскую магистраль, которую задумали ещё в 30-е годы, по сути, даже начать не смогли – а как теперь она пригодилась бы!..
Соответственно, требовались квалифицированные кадры. Кадры, которые предварительно всё многопрофильное хозяйство подготовят к напряжённой нагрузке, а затем будут эту самую нагрузку обеспечивать бесперебойностью.
В соответствующих материалах приведены совершенно немыслимые данные о количестве поездов и вагонов, которые доставляли перечисленные выше людей и грузы. На конечном пункте требовалось оперативно вагоны и платформы разгрузить и отправить обратно. В условиях однопутной дороги требовалось строжайшее соблюдение графика расхождения встречных составов на разъездах.
А что такое разгрузка?.. Требовалось оперативно переместить доставленный груз из вагона на разгрузочную площадку. Соответственно, требовалось возвести множество сооружений – хотя бы для того, чтобы те же тысячи танков и САУ могли съехать с платформ… На разгрузку каждого эшелона – строго определённое жёстко ограниченное время.
И требовались паровозы, запасы топлива, основные и сменные паровозные бригады, и депо, мастера…
И организовать питание личного состава по пути следования, и кипяток, и помывку, и отхожие места…
Не сомневаюсь, что любой железнодорожник укажет ещё множество составляющих этой грандиозной работы, которую провели работники НКПС и других ведомств в апреле-июле 1945 года; да и в дальнейшем тоже.
А ещё охрана.
И соблюдение режима секретности.
Скажем, для того, чтобы японцы не догадались о том, насколько интенсивная идёт переброска войск, разгрузка с эшелонов осуществлялась иной за триста километров от границы, а затем техника следовала в район сосредоточения своим ходом.
…Сегодня – июль.
Так вот, ровно 75 лет назад, в июле 1945 года, этот механизм, который я обозначил самыми общими штрихами, работал на полную катушку.
До момента, когда Красная армия перешла границу и устремилась на врага, оставался ровно месяц.
***
Дополнения:
Об обязательстве СССР вступить в войну против Японии: http://starodymov.ru/?p=32328
О высадке союзников в Нормандии: http://starodymov.ru/?p=29844
О Маршале Советского Союза Александре Василевском: http://starodymov.ru/?p=33021
О Маршале Советского Союза Родионе Малиновском: http://starodymov.ru/?p=28333
О Маршале Советского Союза Кирилле Мерецком: http://starodymov.ru/?p=24956
О Железнодорожных войсках: http://starodymov.ru/?p=28103
К записи "Летопись Второй мировой. Подготовка Красной армии к вступлению в войну против Японии" пока нет комментариев