Июль 1945 года:

КРАСНАЯ АРМИЯ ГОТОВИТСЯ К ВОЙНЕ С ЯПОНИЕЙ

Помню, в молодости задумался о том, что в августе 1945 года советское руководство поступило по отношению к Японии несправедливо. Самураи ведь не напали на советский Дальний Восток в самые тяжкие для страны полтора года – с лета 1941 по ноябрь 1942 года, соблюдали подписанный пакт о ненападении… Я понимал, что японские армия и флот постоянно нарушали нормы международного права, в частности, неоднократно совершали нападения на советские суда в Тихом океане… Но это всё же не полномасштабная война.

Конечно, я понимал и то, что Советский Союз многим обязан союзникам по Антигитлеровской коалиции, и что за долги нужно платить… И про союзнические обязательства понимал, и принимал этот аргумент безоговорочно… И тем не менее, осадочек оставался. Как ни говори, а Пакт о нейтралитете существовал, и этот факт из истории не вычеркнешь.

Однако впоследствии я узнал о том, что 5 апреля 1945 года Советский Союз официально денонсировал этот документ, о чём, опять же, официально известил японскую сторону. Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов это решение обосновал коротко и чётко: вышеупомянутый документ в изменившихся условиях попросту утратил смысл. Правда, он умолчал о другом: что Сталин твёрдо обещал вступить в войну только после того, как лидеры США и Великобритании обещали вернуть Советскому Союзу Курильские острова и Южный Сахалин, а также, что Китай и Монголия попадают в советскую зону влияния.

Геополитика – вообще сложная штука.

Следует также вспомнить, что на Потсдамской конференции лидеры стран-победительниц приняли совместную декларацию – по сути, ультиматум Японии с требованием её безоговорочной капитуляции и разоружения. Микадо ультиматум проигнорировал.

Эти обстоятельства изменили мою точку зрения: после этих шагов вероломным вступление в войну Советского Союза уже не назовёшь.

Как известно, Сталин своим коллегам по коалиции обещал, что Красная армия вступит в войну через три месяца после окончания войны в Европе. Времени, в общем-то, не так много. Так что подготовка к военной операции началась ещё в мае.

Хочется обратить внимание на следующее обстоятельство. Перебросить такую махину войск через всю Евразию с соблюдением секретности – дело непростое. И тут своего рода «операцией прикрытия» стала объявленная в конце июня массовая демобилизация Красной армии. Потянувшиеся с запада многочисленные поезда с военнослужащими стали вполне объяснимым явлением. И попробуй отследи, куда и с какой целью они следуют!..

Ну а на Дальнем Востоке подготовка к вступлению в войну против Японии шла полным ходом.

Командующими фронтами на Дальневосточном твд стали опытные военачальники Великой Отечественной войны. Общее руководство осуществляло Главное командование Советских войск на Дальнем Востоке, во главе которого был назначен Маршал Советского Союза Александр Василевский, который прибыл сюда в первых числах июля под псевдонимом «генерал-полковник Васильев».

Ему подчинялись три фронта.

Забайкальский фронт: командующий – Маршал Советского Союза Родион Малиновский; начальник штаба – Матвей Захаров; член Военного совета – генерал-лейтенант Александр Тевченков.

1-й Дальневосточный фронт: командующий – Маршал Советского Союза Кирилл Мерецков; начальник штаба – генерал-лейтенант Александр Крутиков; член Военного совета – генерал-полковник Терентий Штыков.

2-й Дальневосточный фронт: командующий – генерал армии Максим Пуркаев; начальник штаба – генерал-лейтенант Фёдор Шевченко; член Военного Совета – генерал-лейтенант Дмитрий Леонов.

С группировкой сухопутных войск взаимодействовал Тихоокеанский флот: командующий – адмирал Иван Юмашев, начальник штаба – вице-адмирал Александр Фролов, член Военного совета – генерал-лейтенант Семён Захаров.

И ещё следует отметить большую роль, которую играла, особенно на начальном этапе операции, Амурская военная флотилия, командующий – контр-адмирал Неон Антонов.

Кроме того, совместно с советской группировкой против Японии выступила Монгольская армия, которой командовал маршал Хорлогийн Чойбалсан.

Опять же, некогда я пытался понять, почему общее командование в этой операции не возложили на Георгия Жукова или Константина Рокоссовского… Ответа у меня так и нет. Но два предположения сформировались. Во-первых, появление этих двух общеизвестных маршалов в Дальневосточном регионе определённо стало бы сигналом для Японии: вступление СССР в войну неизбежно. Ну а во-вторых… Во-вторых, думается, Сталин решил, что для названных военачальников славы уже достаточно: надо чуток их задвинуть, показать, что незаменимых у нас нет. Опытный руководитель не станет безмерно возносить кого-то из подчинённых, он постарается соблюсти баланс сил среди них, чтобы ни один из них не вырвался вперёд. Чтобы амбициям потакать в меру, не позволять никому зарываться.

На мой взгляд, причина в этом. А там – кто знает…

.

О причинах вступления СССР в войну против Японии: https://starodymov.ru/?p=39294

О денонсации договора о нейтралитете: https://starodymov.ru/?p=47285

Потсдамская конференция: https://starodymov.ru/?p=47981

Вячеслав Молотов: https://starodymov.ru/?p=32709

Александр Василевский: https://starodymov.ru/?p=42409

Родион Малиновский: https://starodymov.ru/?p=32071

Матвей Захаров: https://starodymov.ru/?p=39521

Кирилл Мерецков: https://starodymov.ru/?p=24956