АРМИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!..

Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=39266

В истории Второй мировой войны декабрь 41-го занимает особое место. Этот месяц поистине стал переломным… Почему?.. Эту свою точку зрения я и постараюсь разъяснить.

Естественно, мы в первую очередь говорим о сражении под Москвой. Это закономерно –  именно с этой битвы начался многотрудный путь Красной армии к Великой Победе. Именно битва под Москвой стала центральным событием декабря 41-го. Однако же и не только она одна. Может же у такого многосложного явления как общемировая война, одновременно образоваться несколько центральных явлений!.. В конце концов, это ж не физика в голом виде, а социальный катаклизм…

Казалось бы, к декабрю 1941 года ничто не предвещало катастрофы для блока государств, которые в истории принято именовать «ось Берлин-Рим-Токио». Да, наступление гитлеровцев на Восточном фронте развивалось не столь резво, как рисовалось в мечтах великого фюрера и в замыслах его стратегов. Да, Африканский корпус Эрвина Роммеля плотно увяз в боях у британской крепости Тобрук на Ливийском побережье Средиземного моря. Да, на Балканах сформировались две мощнейшие партизанские группировки, возглавляемые Иосипом Броз Тито и Дражи Михайловичем, которые хотя и остро враждовали между собой, но совместно представляли серьёзную силу в борьбе против оккупантов… Но это представлялось лишь как временные сбои в реализации тщательно разработанного плана. Руководство «оси» в благоприятном для себя развитии событий не сомневалось.

И вдруг…

5 декабря начинается наступательная масштабная операция на советско-германском фронте.

За несколько дней до этого, в первый день месяца, встревоженный главнокомандующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал  Фёдор (Теодор) фон Бок доложил, что силы вверенных ему войск на исходе. Даже если бы руководство вермахта приняло сообщение во внимание, исправить ситуацию уже не представлялось возможным. Германские войска оказались не готовы к затяжной войне, особенно в условиях русской зимы – не готовы ни материально, ни морально. Только один факт: реальная доставка оружия, боеприпасов и других материальных средств на тот момент составляла лишь треть от потребного.

В результате начавшегося контрнаступления гитлеровские войска откатываются назад.

В этих условиях Гитлер принял решение снять с поста главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-фельдмаршала Вальтера фон Браухича и возложить это бремя на себя. Очевидно, фюрер решил взять пример со Сталина, сосредоточившего в своих руках всю полноту власти в стране. Волна отставок прокатилась по гитлеровским Вооруженным силам – Гитлер избавлялся от офицеров, которые посмели иметь собственное мнение о происходивших событиях, и расставлял повсюду преданных ему людей (читай: во всём согласных с мнением фюрера). Благо, образец для подражания имелся – начальник штаба Верховного главнокомандования вермахта генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель за верноподданнические взгляды получил у своих коллег прозвище «Лакейтель». По разным причинам оказались в отставке такие известные военачальники, как Фёдор фон Бок, Гейнц Гудериан, Эрих Гёпнер, Адольф Штраус, Вильгельм фон Лееб… Таким образом, в отставке оказались все командующие группами армий, которые начинали войну!

Этого германский генералитет не простит Гитлеру никогда, с этого момента все ошибки войны будут объясняться исключительно стратегической безграмотностью фюрера.

Чтобы остановить отступающие войска, 16 декабря Гитлер издал директиву, которая запрещала войскам отступление. Как известно, это не помогло – линия фронта была отодвинута от Москвы на 100-150 км.

Одновременно Роммель 10 декабря был вынужден отступить от Тобрука. А располагавшаяся на Мальте британская база выполняла роль «непотопляемого авианосца», постоянно срывая военные поставки для германо-итальянского Африканского корпуса.

Между тем на Тихоокеанском театре военных действий произошло событие, в кардинальной степени повлиявшее на дальнейший ход Второй мировой войны. Речь идёт о нападении Японии на Пёрл-Харбор, совершённое 7 декабря. Такого поражения США не знали никогда: за два часа флот потерял 8 линкоров, 6 крейсеров, почти 350 самолетов, а также около 2400 человек погибшими и более 1100 ранеными. Японские потери не идут ни в какое сравнение – 29 самолетов, 6 подводных лодок, 5 из которых сверхмалые, 55 (или 64 – данные разнятся) человек.

Мне почему-то представляется, что в Токио десять раз подумали бы, отдавая приказ о начале операции, если бы сумели адекватно оценить события, происходившие как раз в это же время под Москвой. Однако времени для осмысления уже не имелось – японский флот покинул порты еще 26 ноября и остановить запущенную машину не представлялось возможным.

До того янки ограничивали своё участие в войне только поставками союзникам техники и вооружения по ленд-лизу, да введением против Японии и её союзников в регионе экономические санкции. После трагедии Пёрл-Харбора столь пассивная позиция стала невозможна. По Штатам прокатилась волна японских погромов, под которую нередко попадали люди просто с восточным типом лица. Тысячи граждан Страны Восходящего Солнца были интернированы – это отдельная и обширная тема для исследования.

И США объявили войну Японии.

Между тем Япония, пользуясь замешательством в стане врага, стремительно развивала успех. 8 декабря войска микадо захватили столицу Таиланда Бангкок, высадились на севере Британской Малайи и на филиппинском острове Лусон. 24 декабря они вошли в Гонконг.

Следует подчеркнуть, что поведение Японии не выглядит безупречным не только по отношению к противнику, но и к союзнику. Нападение без объявления войны на американские и английские базы и колониальные владения стран антигитлеровской коалиции стало несомненным нарушением норм международного права. Однако Токио оказался не до конца честным и в отношении Берлина! 5 декабря Гитлер согласился, что Япония имеет право объявить войну Соединенным Штатам, однако только в случае, если они сами спровоцируют войну. Японская армада к этому времени уже изготовилась к нападению, однако посланцы микадо ничего об этом не сообщили фюреру.

Таким образом, столь решительные действия союзника стали для Гитлера полной неожиданностью. До сей поры фюрер рассчитывал на раскол в стане союзников и на то, что США ограничатся лишь пассивным участием в войне. Теперь это стало невозможно. Верный союзническому долгу, 11 декабря Гитлер также объявил войну Америке. Этот же шаг предпринял и Муссолини.

Эти события стали катализатором для государств мира, вынужденных определяться в своих политических ориентирах. Именно в декабре 41-го война стала подлинно общемировой. Так что вполне закономерно, что именно теперь на Боевых знамёнах Красной армии, в «шапках» газет и журналов Советского Союза вместо лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» появился новый: «Смерть немецким оккупантам!»…

8 декабря Япония объявила войну Англии, Канаде и Австралии. К ней присоединилась марионеточная Маньчжоу-Го с опереточным императором Пу И. Коста-Рика, Никарагуа и Голландская Индия присоединились к антияпонскому блоку. Индия, Канада и Новая Зеландия вступили в войну против Финляндии. Далёкая Бразилия подала голос в поддержку США, но в драку ввязываться не спешила. А потом в адрес Японии посыпался вал дипломатических нот об объявлении войны от множества далёких и не очень государств. В течение четырёх дней они пришли  из Египта, Доминиканской Республики, Гаити, Кубы, Гондураса, Мексики, Панамы, Южной Африки, от Комитета «Свободная Франция», от ряда находившихся в изгнании правительств оккупированных государств…

Естественно, значительная часть подобных «объявлений войны» носила лишь декларативный характер, лишь бы продемонстрировать лояльность сильным мира сего. Однако так было не всегда.  Некоторые государства, не участвуя в войне своими вооружёнными силами, поставляли союзникам сырьё, как, скажем, Аргентина, снабжавшая Германию селитрой. А Панама и Египет закрыли для судов вражеских блоков свои каналы.

В сложившейся ситуации Советский Союз оказался в непростой ситуации. Япония являлась союзником Германии. СССР – союзником государств, объявивших войну дальневосточному агрессору. Соответственно, от Москвы требовалось бы ударить по Квантунской армии. Но вести войну на два фронта, когда все силы страны мобилизованы для борьбы с более агрессивным врагом, уже вторгшимся на советскую территорию, страна не имела возможности… К тому же разведка – в первую очередь недавно арестованный Зорге – заверяла, что Япония делает ставку на военные действия на море, и сухопутные операции против СССР не планирует. И Сталин принял решение подтвердить договор о ненападении, объявил, что не собирается открывать боевые действия на Дальнем Востоке. Понимая, что главные события войны разворачиваются в Европе, где все силы Германии задействованы на Восточном фронте, союзники молча с этим согласились.

Война вступила в новую фазу. В наступающем году между противоборствующими блоками ещё будет наблюдаться некоторый паритет. Но это ненадолго. Прожжённый политик Черчилль оказался прав – против альянса, возглавляемого СССР, США и Англией, в те времена устоять не смог бы никто.

.

Уинстон Черчилль, британский премьер-министр (декабрь 1941 года):

«Британская империя, Советский Союз, а теперь и Соединенные Штаты… Никакая иная комбинация в мире не может противостоять нашей объединенной мощи».

.

Адольф Гитлер, германский фюрер (11 декабря 1941 года):

«Намерением евреев и их Франклина Рузвельта является уничтожение одного государства за другим… Германия и Италия в связи с этим считают необходимым… плечом к плечу с Японией вести совместную борьбу против Соединенных Штатов Америки и Англии».

.

Франклин Делано Рузвельт, президент США (8 декабря 1941 года):

«Совершенно безразлично, сколько пройдет времени, пока мы сможем ответить на это подлое нападение, – несомненно одно, мы, американцы, полны решимости продолжать путь к полной победе».