ШУЙСКИЕ – КНЯЗЬЯ ИЗ РОДА ОППОЗИЦИОНЕРОВ

Продолжение. Начало: https://starodymov.ru/?p=48079

С воцарением Дмитрия на жителей столицы словно как пролился серебряный дождь. Щедрые выплаты, которые пересыпались из казны в карманы пришлых воинов, вызвали активизацию торговли, в столицу потянулись обозы с продовольствием. По той же причине значительно увеличилось количество заказов у бронников, оружейников, чеботарей…  Всплеск моды на иноземное платье заставил московских портных срочно переучиваться на новые фасоны. Возрос спрос на тонкие кружева. Неустанно трудились мастера Колымажного двора.

Пошли разговоры о создании в Москве университета, по примеру западных столиц. Новый царь обмолвился как-то, что неплохо бы устраивать балы, на которые боярам приезжать с жёнами и дочерьми. Опять поднялся вопрос о равенстве всех религий в пределах царства, о строительстве иных, помимо православных, храмов, о возможности свадеб с христианами других конфессий…

Раньше против самой вероятности подобных реформ восстал бы патриарх. Однако престарелый Иов отправился в ссылку, а на престол по пожеланию нового царя воссел верный и послушный ему Игнатий – так что сомнений в том, что начинания не встретят сопротивления, не возникало.

…Сказать, что все поголовно с восторгом встретили нового царя и его реформы, было бы неправильно. Большинство – да, но всё же далеко не все.

И возглавил оппозицию князь Василий Иванович Шуйский.

Впрочем, как сообщают нам современники, первым попытался обличить Самозванца некий монах Чудовой обители, имени которого история нам не сохранила. Он публично объявил, что некогда учился с Гришкой Отрепьевым в монастыре грамоте, и что это вовсе не царевич Дмитрий. Монаха тут же забрали в Разбойный приказ, где потихоньку удавили, и утопили в Москва-реке. Наверное, подобных людей, знавших, кто есть новоявленный царь на самом деле, нашлось не один и не два. Однако все предпочитали помалкивать, дабы не разделить участь того монаха.

Все – но только не Василий Иванович Шуйский!

Нам, людям XXI века, невозможно понять психологию наших же соотечественников Средневековья. Как бы мы ни старались – увидеть мир их глазами, прочувствовать их сознанием не сможем никак.

В данном случае речь идёт о таком понятии, как старшинство одного рода относительно другого.

У блаженной памяти великого князя Александра Ярославича, которого поначалу именовали Беспокойным, а впоследствии Невским, имелось четверо (по некоторым данным, пятеро) сыновей.  Третьего по старшинству из них звали Андреем, по княжению Городецким. А самый младший, Даниил, стал князем Московским.

Андрея Александровича современники прозвали Скоросый – то есть вспыльчивый, неуживчивый, вздорный. Никак не мог примириться удельный городецкий князь с тем, что ему по факту рождения придётся всегда оставаться на вторых ролях – очень уж хотелось ему выдвинуться в родовой лествице повыше! И для этого он воевал со старшими  братьями, интриговал против них, раболепствовал перед ханом, призывал на русские земли ордынские войска…

Эти качества – беззастенчивое интриганство, стремление к власти, беспринципность – унаследовали многие из потомков Андрея Александровича. Многие, но не все – находились среди Шуйских, а именно под этим именем известны в истории потомки Андрея Скоросого, люди чести и верности слову.

Но только вернёмся к вопросу старшинства.

Андрей был старше Даниила, и по всем законам тогдашней жизни, вправе был рассчитывать на реализацию этого старшинства во всём. То же право старшинства причиталось и всем последующим представителям этого рода. Однако со временем случилось так, что Москва возвысилась, а Нижегородское княжество оказалось от неё в зависимости. Шуйские, как представители более старшего рода, не могли безропотно смириться с подчинённостью потомкам Даниила!

Так и тянулось на протяжении веков – Шуйские всегда оставались в оппозиции московскому царскому дому. Когда это проявлялось в активной форме, когда они просто глухо ворчали… Но к власти стремились всегда, считая себя несправедливо обойдёнными!

Родовое древо Шуйских сформировалось довольно разветвлённым, разлапистым. Некоторые ветви его к описываемому времени уже усохли, некоторые оказались отрубленными в результате войн и репрессий, ну а некоторые, напротив, процветали, давали новые отростки…

В период царствования Ивана Грозного Шуйские присмирели. Некоторые из них стяжали себе славу отважных воинов и умелых полководцев на полях сражений. А подвиг Ивана Петровича, отстоявшего от войск Стефана Батория древний Псков в 1581 году, вообще вошёл в отечественную военную историю!

Однако стоило грозному царю уйти в мир иной, и Шуйские вновь оказались в оппозиции трону. И уж вовсе большинство из них закусили удила, когда стал вопрос об избрании на престол Бориса Годунова, который не мог похвалиться своей дородностью (в смысле родовитостью). С этим потомки Александра Невского и (главное!) Андрея Скоросого примириться никак не могли! За что и поплатились – все недовольные складывающимся положением вещей представители рода попали в опалу. Тот же прославленный Иван Петрович Шуйский оказался в ссылке на Белоозере, где скоропалительно скончался. Точно так же в Каргополе таинственно преставился другой Шуйский, тоже Иван, сын Андрея по прозвищу Сучок.

.

Патриарх Иов: https://starodymov.ru/?p=47967

Чудов монастырь: https://starodymov.ru/?p=4033

Александр Невский: https://starodymov.ru/?p=37629

Иван Шуйский: https://starodymov.ru/?p=38313

Белоозеро: https://starodymov.ru/?p=9865